Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Тезисы о свободе воли в философской этике ценностей Н. Гартмана

Тезисы о свободе воли в философской этике ценностей Н. Гартмана

Николай Гартман (1882-1950) — немецкий философ, основоположник критической (новой) онтологии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Основной вопрос онтологии: «Что существует?»

Проблема свободы воли является одной из самых трудных проблем философской этики ценностей. Особенно остро проблему свободы поставил в философской этике Кант. В старой же философской этике проблема свободы воли решалась очень просто и не имела особой важности.

Античные мыслители рассматривали свободу воли как само собой разумеющееся, как нечто уже решённое и предопределённое. Но при этом они понимали, что свобода имеет определённую значимость, объясняя это тем, что все моральные качества и добродетели обязательно включают в себя свободу. Тем самым они признавали человека свободным.

Аристотель утверждал, что человек свободен, т.к. знает, что есть благо и что значит быть добродетельным.

А Платон провозгласил свободу выбора. Но ни Платон, ни Аристотель не видели, что свобода человека ещё не доказана.

Проблема свободы воли является одной из самых трудных проблем философской этики ценностей.

Проблема свободы воли является одной из самых трудных проблем философской этики ценностей.

Лишь в Новое время проблема свободы была затронута, как чисто этическая проблема. Отразилось это появлением теории о детерминированности мира.

Одним из представителей теории детерминаций является Спиноза. Согласно Спинозе, всё в мире происходит из необходимости абсолютной субстанции, так как происходящее не может быть иначе, чем оно есть. Следовательно, и воля человека не может быть иной, чем она есть. Спиноза рассматривал волю, как некий modus, который неразрывно связан с остальными modi, объясняя это тем, что если бы человек всегда знал обо всех причинах своего поведения, то его решения нельзя было бы считать свободными. И поскольку человек этого не знает, то его можно полагать свободным. Но Спиноза признаёт свободу духа, которую вряд ли можно назвать нравственной свободой.

Теорий, пытающихся доказать свободу воли человека, существует множество, но мы будем рассматривать понятие «свободы воли» в более узком плане, а именно как нравственную свободу воли человека и её взаимосвязь с этическими ценностями, которые предстали у Н. Гартмана как идеальные сущности и как этические принципы человеческого действия. 

Гартман отводит человеку роль носителя ценностей и роль их проводника в реальность. Но при этом он подчёркивает, что нравственность не заключается в ценностях самих по себе, а заключается в исполнении ценностей в человеке, в его поведении, в его реальной жизни.

Нравственные ценности «вменяются» человеку и делают его ответственным за их реализацию или не реализацию

При этом у человека всегда имеется возможность выбора при совершении поступка. Именно в этом и состоит свобода человека. Он сам решает, как ему поступать: аморально или добродетельно, лживо или справедливо, честно или нечестно. Здесь всё зависит только от него самого.

Таким образом, всякое поведение человека, всякая его установка, направленность его действий и отношений соотнесены  с понятием свободы – свободы внутренней позиции и свободы определения направления поступка, основным ориентиром которых является воля человека.

Главным в свободе является принципиальная возможность совершать поступки в непринуждённости.

Свобода есть необходимая предпосылка и условие нравственности, не обладая свободой, невозможно быть нравственным, добрым или злым.

Свобода состоит именно в том, что человек не как автомат вынужден исполнять предписанное, а сохраняет возможность выбора. Свобода есть основное условие возможности всех нравственных феноменов.

С ней связаны метафизическая сущность личности и смысл нравственности.

Но если свобода заключается в возможности выбора в совершении того или иного поступка, то, что же тогда принуждает человека обращаться к нравственным ценностям?

Нравственные ценности «вменяются» человеку и делают его ответственным за их реализацию или не реализацию.

Нравственные ценности «вменяются» человеку и делают его ответственным за их реализацию или не реализацию.

Этот вопрос следует рассмотреть более подробно, так как существование ценностей самих по себе в их идеальном бытии не зависит от их реализации или нереализации. И в то же время сами они без участия человека ничего в мире не детерминируют, этим фактом подчёркивается особое положение человека в мире, который как личность способен к реализации ценностей.

Человек подчинён детерминации, как со стороны реального бытия, так и со стороны ценностей. Именно это является предпосылкой для возложенной на человека задачи, задачи реализации ценностей в мире. Но и здесь человек свободен, так как может решать эту задачу, а может и не решать её.

Стремление человека к воплощению ценностей свободно по своей сути, но в то же время оно есть необходимая составляющая, как его собственного существования, так и реального бытия в целом.

Нравственная свобода заключается в непринуждённости совершаемого поступка. А нравственная ценность только лишь принципиально соотнесена со свободой, так как человек вообще должен иметь возможность вести себя так или иначе, только так наиболее чётко осознаётся свобода внутренней оценки и определение направленности действия.

Любые нравственные ценности без свободы теряют свой смысл. А, следовательно, условие свободы является общим для всякой нравственной морали, независимо от того, какая ценность в ней заложена: как руководящая, направляющая или как ведущая. Все нравственные ценности связаны со свободой воли, которая, по Гартману, есть свобода различающая и выбирающая. Нравственная свобода воли определяет нравственность поступка.

А что же определяет саму свободу нравственной воли?

Вот здесь-то и встаёт проблема свободы воли в философской этике ценностей, которую Гартман считал нерешённой и требующей основательного исследования.

Теорий свободы воли существует множество, но ни одна из них, по мнению Гартмана, не доказывает свободы воли и имеет те или иные ошибки. Ни одна из этих теорий не даёт также полного ответа на вопрос о свободе.

Пытаясь продвинуться на этом пути, Гартман подверг анализу различие между внутренней и внешней свободой воли, твёрдо считая, что решить данную проблему, можно только строго придерживаясь этических феноменов.

Под внешней свободой понимается, прежде всего, свобода от внешних условий или обстоятельств. Кант называл такую свободу «свободой от», негативной свободой. Но человек как проводник ценностей в реальность не может реализовывать эти ценности, не считаясь с реальными возможностями, необходимыми для их осуществления. Напротив, человек должен видеть наперёд и оценивать представляющиеся ему возможности. Свобода воли, таким образом, не должна и не может сводиться к внешней свободе.

Под внутренней же свободой понимается независимость от внутреннего состояния человека: от внутренней реакции, от инстинктов, мотивов, аффектов. Но такой свободы не может быть, так как вместе с внешней ситуацией всегда одновременно существует определённая внутренняя ситуация. И от неё человек гораздо меньше способен освободиться, чем от внешней.

Нравственная свобода воли определяет нравственность поступка.

Нравственная свобода воли определяет нравственность поступка.

Оба понятия свободы и внешней, и внутренней расцениваются как негативная свобода, «свобода от».

Любая свобода должна быть, в первую очередь положительной свободой, свободой принятия решений.

Свобода воли в процессе выбора и реализации ценностей есть детерминированная свобода, с которой связаны нравственные ценности и нравственные суждения. И если воля произвела какой-то выбор, то она есть уже детерминированная воля. Сам выбор заключается в задействовании решающей детерминанты.

Свободная воля есть определённая воля и определённым образом выбирающая. Кант видел позитивную свободу воли в её самозаконности, то есть он считал, что воля сама выбирает себе закон

Это есть некая детерминанта, которая не содержится в причинно-следственном ходе мировых событий, но проявляется в воле человека, как некий момент неопределённости, при котором ход событий оказывается несколько иной, чем он был бы без этой новой детерминанты. 

Воля человека как существа природного мира есть, по Гартману, явление среди других явлений, а, следовательно, подчиняется детерминации всех каузальных рядов, в которые она включена. При этом свобода существует на всех уровнях бытия и на каждом уровне бытия есть своя свобода, которая отличается по степени и качеству, но принцип её остаётся одним и тем же.

Человеческая воля есть воля детерминированная. Так, нравственная воля детерминирована нравственным законом. Согласно Гартману, нравственный закон есть некая сила в нравственной жизни человека, благодаря которой человек способен к детерминации. Нравственный закон направляет человеческую волю, так как именно он служит выражением определённых нравственных ценностей.

Гартман рассматривал нравственную свободу воли человека как этически необходимую и как онтологически возможную свободу.

Гартман рассматривал нравственную свободу воли человека как этически необходимую и как онтологически возможную свободу.

Человек оказывается в состоянии положительно определять реализацию ценностей в действительности. А свобода воли человека в её позитивном понимании может подхватить ценность или категорически её отвергнуть.

И только в свободе воли человек имеет основание своего этического бытия

Ценности, безусловно, влияют на жизнь человека, так как он есть их носитель. Но господство ценностей над личностью не должно быть всепоглощающим.

Ценности претендуют на то, чтобы полностью детерминировать именно тех людей, которые к ним способны только как не полностью ими детерминированные.

Если человек полностью детерминирован ценностями, то он есть уже не свободный человек, так как его мысли и поступки полностью соответствуют предписаниям нравственных ценностей, а значит, у него отсутствует его свободное решение.

Гартман считал, что здесь заложена антиномия, так как ценности, с одной стороны, предписывают нравственные императивы, с другой стороны, ценности не предполагают, что человек будет беспрекословно им следовать. Из данной антиномии следует, что ценность свободы есть основная ценность, обуславливающая все нравственные ценности. А человек, как существо физическое и духовное подчинён онтологической и ценностной детерминации.

Рассмотрев сущность понятия нравственной свободы воли, можно сделать выводы:

1) свобода есть особого рода детерминация;

2) под свободой следует понимать не только свободу от природных закономерностей, но и свободу в отношении нравственных принципов или ценностей. Иными словами, человеческой воле необходимо иметь свободное пространство в отношении тех принципов, касательно которых она определяется как нравственная воля.

Свобода воли есть метафизический предмет. А все метафизические предметы, как известно, не могут быть в строгом смысле ни доказаны, ни опровергнуты.

Все метафизические проблемы, проблема свободы воли в том числе, всегда содержат в себе нечто иррациональное.

Любая метафизическая проблема не решается окончательно, она может только рассматриваться. И малейшее продвижение в её рассмотрении уже имеет большую ценность.

Гартман рассматривал нравственную свободу воли человека как этически необходимую и как онтологически возможную свободу.

В своём исследовании данной проблемы он пришёл к выводу, что нравственная воля человека детерминирована со стороны ценностей, но детерминация эта осуществляется только благодаря решению человека, обладающего свободой в отношении отбора и принятия нравственных принципов и заповедей

Именно свобода воли делает человека способныммыслить разумно и нравственно, так как она определяется актом самосознания.
А сам акт самосознания уже обрекает человека быть свободным.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники