Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Беспредметность в супрематизме Казимира Малевича

Гений Казимира Малевича: интеллектуально-чувственное искусство или искусство пиара?

Однажды ученик спросил мастера дзэн:
— Учитель, как войти в Дао?
— Ты слышишь журчание ручья?
— Да, и что?
— Это путь, чтобы войти.
Даосская притча

Черный квадрат. Супрематизм.

Однажды в начале 1914 года Казимир Малевич работал над очередным произведением, но, будучи недоволен результатом, в досаде закрасил весь этюд черной краской. Получился Черный квадрат. Сотворив его, Художник был устрашён и почти парализован: по собственному признанию, он несколько дней не мог прийти в себя, не ел и не спал. Но сила духа победила — Художник понял значение своего открытия и к концу 1915 года подготовил несколько десятков работ в новом стиле.

Впервые на выставке "0,10" картина "Черный квадрат" висела на самом видном месте

Впервые на выставке «0,10» картина «Черный квадрат» висела на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы.

Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года. Вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы.

Современники Малевича реагировали на увиденное чудо по-разному. Общество разделилось на два враждующих стана: поклонников Малевича и его врагов. Особенно страстные нападки достались на долю «Черного квадрата. Вот небольшая выборка из длинного списка эпитетов, которыми публика награждала эту картину.
Гробовая плита мира искусства, Икона дьявола, Формула небытия, Черная дыра, Зловещее полотно, Ужас смерти, Люк в преисподнюю, Мрак, Вечная тьма и т.д.

В культуре множества древних народов квадрат был символом Земли как основы жизни человека и всех обитающих на ней существ. В этой фигуре интуитивно ощущаются положительные качества: устойчивость, прочность, симметрию, простоту.

«Черный квадрат» 1915 г. Холст, масло. 79,6 x 79,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Черный квадрат» 1915 г. Холст, масло. 79,6 x 79,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Квадрат визуализирует число 4 — миростроительное число, которым измеряются стороны света, времена года, число конечностей животных и человека, число опор дома, храма, фазы элементарной частицы-волны электромагнитных колебаний… Число 4 изобилует в священных книгах и произведениях поэтов: 4 Евангелия, 4 великих пророка, 4 жены Иакова, основателя народа Израиля, 4 истины Будды…
Отчего же эта почтенная фигура так испугала современников Малевича? Может быть, дело в цвете?
Черный цвет — это цвет тьмы, бездны, смерти, скорби и всяческого зла, включая колдовство и ведовство. Однако черный, по представлениям древних индусов и эллинов, не противостоит белому, но является его инобытием, и в силу этого обстоятельства содержит не только негативные, но и позитивные смыслы. В древнейших индийских Упанишадах черное понимается как сверх-белое, то есть ослепительный свет, лишающий человека зрения. Та же мысль о сверхсветлом мраке встречается у Платона. Этот невидимый глазом свет, тождественный мраку, — не что иное, как Бог, непознаваемый в своей сущности.
Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат» Малевич излагает в своем сочинении «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой»: «Нет ни одной иконы, где бы изображен был бы нуль. Сущность Бога — нуль благ, и в этом в то же время и благо» Другими словами Бог у Малевича — начало, которое само себя превращает в собственную противоположность, чтобы стать нулем, нулем покоя. Поэтому он и заговорил о черном квадрате, нулевой форме, как иконе своего времени.

«Супрематизм. Живописные объемы в движении» 1915 г. Холст, масло. 87,5 x 72 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

«Супрематизм. Живописные объемы в движении» 1915 г. Холст, масло. 87,5 x 72 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

После сведения формы к нулю, к беспредметности, Малевич исследует то, что за нулем: ничто, существование без цели, чистое познание. С измерением за нулем он связывает творчество, процесс творения, который является «чистым действием», в котором сосредоточено всеобщее возбуждение мира, возбуждение без цели, в котором нет предметного представления о времени и пространстве. В связи с этим Малевич, исходя из библейского креационизма, сотворения мира, формулирует главные принципы своего мировоззрения — движение и покой: «Бог — покой, покой — совершенство, достигнуто все, окончена постройка миров, установлено в вечности движение. Движется его творческая мысль, сам же он освободился от безумия, ибо больше не творит»; т.е. «Бог задумал построить мир, чтобы освободиться навсегда от него, стать свободным, принять в себя полное «ничто» или вечный покой как немыслящее больше существо, ибо не о чем больше мыслить, все совершенно».
Такое состояние можно понять, как Ничто нирваны, Ничто вечного покоя. Покой — это совершенство, это Ничто, Нуль. Поскольку абсолютный Нуль предшествует всем вещам, поскольку это Ничто, его невозможно понять.
Наконец, Абсолют, который Малевич обнаруживает в пространстве за нулем, можно истолковать в духе даосизма, как это читаем в «Дао Дэ Цзин»: «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо», «Превращение в противоположность есть действие дао . В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии». В даосизме пустота определяет бытие.
Таким образом, восстание Малевича против вещи, против феномена вещи, ее воображаемой видимости, которая заслоняет вещественность, то есть скрытое сущее вещи, таящееся зачастую в пустоте или невидимости, сближает мир художника с феноменологической философской системой.

«Под Супрематизмом я понимаю супрематию чистого ощущения в изобразительном искусстве. С точки зрения супрематиста, явления предметной природы как таковые не имеют значения; существенным является лишь чувство как таковое, совершенно независимо от окружения, в котором оно было вызвано.» (Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах». Т.2, 1998)

Василий Кандинский, известный абстракционист того времени, так пишет о способности зрителя воспринимать беспредметность в искусстве: «Выключение предметности из живописи ставит, естественно, очень большие требования – способности переживать чисто художественную форму. От зрителя требуется, стало быть, особое развитие в этом направлении, являющееся неизбежным.»

 

Творческий путь Малевича

Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве.

Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве.

1878 г.  Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве. Его отец работал на свеклосахарных заводах, которые обычно строились в глуши. Детские годы Казимира прошли в украинском селе. До 12 лет в Моевке, затем в Пархомовке, Волчке, Белополье; далее до 17 лет он преимущественно оставался в Конотопе. В 1895-1896 г.г. посещал Киевскую рисовальную школу.

1896 г. (18 лет)  В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь — с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертёжником на железной дороге, с другой же — жажда творчества. Он рисовал пейзажи и увлекался творчеством «передвижников» Шишкина и Репина, музыкой, которую помогал ему глубже понять композитор Николай Рославец.

1904 г. (26 лет)  В 1904 году Казимир Малевич начал посещать Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала он был увлечен импрессионистами, затем иконописью, которая, по его собственному признанию, помогла ему понять «эмоциональное искусство крестьян, которое любил раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон». Следует отметить, что Казимир Малевич уже тогда был достаточно тщеславен и самолюбив, желая быть во всем первым. Он пробовал все модные в то время стили и почерки, пока не нашел того, что до него никто не делал.

«Точильщик» К. Малевич (1912 г.)

«Точильщик» К. Малевич (1912 г.)

1913 — 1915 г. (35-37 лет) 1913 год в перспективе времени вырос в одну из великих дат всей отечественной истории XX века. Последний мирный год старой России, пик ее экономического и культурного расцвета, он обладал какой-то магнетической притягательностью — вокруг 1913 года постоянно кружила мысль Малевича, этот год он объявлял главной датой супрематизма, сделав его точкой отсчета в развитии своей художественно-философской системы.
1914 — 1915-й годы были переполнены трагическими событиями — шла Первая империалистическая война. В России крайне обострилась классовая борьба — в городах, деревне, на идеологическом фронте. В мире воцарилась кровавая мгла. Сбылось пророчество Исайи: «Звёзды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим». (Ис.13:10)
Свою первую брошюру «От кубизма и футуризма к супрематизму» Малевич распространял на знаменитой выставке «0,10». По его просьбе выставка была названа последней футуристической. Это был его ответ на приезд в Москву вождя итальянских футуристов Филиппо Тамазо Маринетти. Футуризм возник в Италии в 1909 г. и претендовал в Европе на главенствующую роль в современном искусстве. По мнению итальянских футуристов, все, что было до изобретения самолета и паровоза уже не отражало динамику современной жизни. Вместо культа женщины они предлагали воспеть машину и скорость, а на холстах отразить машинный мир и передать принцип мелькания, то есть передать человека, летящего на самолете, несущегося на поезде или на автомобиле. Названия картин были соответствующие: «Мчащийся автомобиль», «Женщина, выбегающая на балкон», «Мчащийся поезд». Этого Малевичу показалось мало.

Вслед за французами Малевич испробует кубизм – разрезание предметов на части и произвольный синтез на холсте. Таким образом, чтобы изобразить не внешние очертания скрипки, а саму музыку. Если футуризм был реакцией на появление кинематографа, то кубизм сам дал кинематографу корни искусства монтажа. Но кубисты и футуристы разрушают старое искусство только деформируя предметы. Но полностью не отказались от него, не перешли последнюю черту, которая отделяла старое искусство от нового. Эту запретную черту переступил Малевич. Создав беспредметное искусство, он объявил, что живопись самоценна, что чистые формы и чистый цвет способны выразить духовные ощущения художника и создал новое направление в живописи – супрематизм. Супрематизм (от лат. supremus — превосходный) означает превосходство субъективного ощущения художника над впечатлениями от внешнего мира. По мысли Малевича Художник должен не копировать натуру, а создавать собственные художественные миры.

«Супрематическая композиция», К. Малевич (1916 г.)

«Супрематическая композиция», К. Малевич (1916 г.)

Супрематический мир Малевича имел четкие признаки:

  1. Три формы: квадрат, крест и круг. Из этих первых форм рождаются все остальные отношения в супрематической композиции.
  2. Три стадии: черно-белую, цветную и белую. Черный квадрат исследовал отношения форм, красный – цветов, белый – фактуру.
  3. Белый фон (для Малевича он означал духовное, чистое, бесконечное) и доминирование основных цветов: белый, черный, красный.
  4. Повторы простых форм создают ритмическое напряжение и контрасты пропорциональных отношений.
  5. Противопоставление форм – конфликт взаимодействия сил в картине.

После черного квадрата — уничтожения всего предметного в живописи — Малевич в 1915 — 1916 гг. переходит к динамическому супрематизму, где выявляет все возможности бесконечного в цвете. Живопись чистого цвета, цветописная плоскость динамизирована, в ней наблюдается вектор движения или она парит в космическом пространстве. Устремленность цветовых плоскостей на преодоление силы притяжения и их полет представляют не столько полет к иным мирам, сколько сдвиг в искусстве, смещение в суть «вне предметов, вне сознания, вне разума и вне понятия» [Малевич].

Над ним часто смеялись, его работы вышвыривались из выставочных залов, но он был невероятно упрям. И в конце концов утвердил себя в мировом искусстве простым черным квадратом на белом фоне. Потом цветными прямоугольниками на белом фоне, затем белым прямоугольникам на белом фоне. И, наконец, простой, загрунтованный белым, холст. Супрематическое зеркало! На холсте не было изображено ничего.
«Квадрат в белом обрамлении уже был первой формой беспредметного ощущения. Белые поля – это не поля, обрамляющие чёрный квадрат, но только ощущение пустыни, ощущение небытия, в котором вид квадратообразной формы является первым беспредметным элементом ощущения. Это не конец Искусства, как полагают ещё до сих пор, а начало действительной сущности.» К. Малевич
Художник объявил конец живописи, сломал кисти, сжег палитру, краски раздал друзьям и уехал в провинцую.

1919 г. (41 год) В сентябре 1919 года начался новый этап в жизни и творчестве Малевича. Его пригласили преподавать в Витебскую народную художественную школу, которую в то время возглавлял Марк Шагал. Въезд Малевича в Витебск возмутил спокойствие провинциального городка. Местные газеты писали: «Приехал знаменитый художник-футурист, побивший рекорд в искусстве супрематизмом.» Вокруг Малевича объединилась жаждущая новых форм молодежь. Группу своих учеников он назвал УНОВИС – утвердители нового искусства. Малевич сменил кисть на перо и стал создавать теорию новейшего искусства. В то время Малевич настолько увлекся своим детищем, что даже свою родившуюся дочь называет Уной.

Участники группы Уновис. Витебск, 1922 год (Слева направо) стоят: Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил; сидят: Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель.

Участники группы Уновис. Витебск, 1922 год (Слева направо) стоят: Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил; сидят: Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель.

Малевич настолько погрузился в супрематизм, что буквально старался склонить к супрематизму все виды искусства. Появляется супрематический театр, нечто невообразимо условное. Позже он предлагает Даниилу Хармсу написать «Черный квадрат в прозе», сам же Малевич создает «Черный квадрат» в музыке: цель музыки — молчание. Малевич увлекается астрономией, его интересуют глубины Вселенной. Мысли о космосе не дают ему покоя. Малевич вводит в обиход понятие спутник Земли, пишет, что путешествия на другие планеты возможно только при создании на орбите обитаемых супрематических спутников. Мечты о покорении космоса прерывает арест. От заключения его спасает только то, что при обыске у него находят личную переписку с Луначарским.

Афиша на лекцию  К.Малевича (1922)

Афиша на лекцию К.Малевича (1922)

1924 -1926 г.г. (46 лет)  В 1924 г. Малевич покидает Витебск и отправляется в Петроград. После года безработицы, нищеты и смерти жены Малевич становится директором Института Художественной Культуры. И здесь он начинает заниматься супрематической архитектурой. Создает из белого гипса модели архитектуры будущего, которые он называет архитектоны. Это были всё те же супрематические идеи, только в трех измерениях. Самое удивительное, что архитекторы приняли его идеи и можно совершенно точно говорить о том, что Малевич оказал значительное влияние на отечественный и мировой дизайн, архитектуру. Но и этого показалось Малевичу мало. У него наполеоновские планы по созданию супрематического ордена, чтобы ввести супрематизм во все сферы духовной и материальной жизни человечества.
В Петрограде Малевич со своими соратниками в Институте Художественной культуры занимается созданием теории искусства и в частности исследует теорию добавочного элемента в живописи. Малевич считал, что изменения в живописи происходят не случайно, а благодаря прибавлению добавочного элемента, нового отношения прямой и кривой линии. И этот ген, этот добавочный элемент, первоформу Малевич с учениками искал в пяти направлениях искусства: импрессионизме, сезанизме, футуризме, кубизме и супрематизме.
В середине 1926 г. выходит разгромная статья «Монастырь на гособеспечении» и как следствие — институт закрыли, сотрудников разогнали.

1927 г. (49 лет) Весной 1927 г. Малевич получил разрешение за свой счет выехать заграницу и визу в Польшу, Германию и Францию. Малевич взял с собой большинство картин, весь свой архив и 22 таблицы по теории прибавочного элемента. После успешного посещения Варшавы Малевич отправляется в Берлин, где его выставка имеет большой успех. Художника ждал ещё Париж, но в один из дней ему передали письмо из СССР, где ему предписывалось покинуть Германию в течении 24 часов и вернуться на родину. Малевич оставляет всё свое наследие в Берлине и пишет завещание, как поступить на случай его заключения или смерти. Сразу по возвращению в Ленинград Малевича арестовывают и только благодаря ходатайствам его многочисленных друзей художника отпускают на свободу и даже устраивают выставку.

1928-1932 г.г. (50-54 года) Но Малевич не был бы Малевичем, если бы не создал новое направление: постсупрематизм. Люди без лиц — это его новые современники, отшлифованные идеологическим наждаком.

«Девушки в поле», К. Малевич (1932)

«Девушки в поле», К. Малевич (1932)

Малевича арестовывают, пытают, требуют признания в шпионаже в пользу Германии. После выхода из тюрьмы на его полотнах появляются лица. Малевич создает ряд великолепных портретов, которые представляют собой синтез традиций супрематизма, русской иконы и эпохи возрождения.

«Девушка с гребнем в волосах» К. Малевич (1932—1933)

«Девушка с гребнем в волосах» К. Малевич (1932—1933)

1933-1935 г.г. (55-57 лет) В 1933 году стало известно, что Малевич болен раком предстательной железы.
В 1935 году на «Первой выставке ленинградских художников» экспонировались его работы последних лет. В следующий раз его полотна будут выставлены нескоро — только в 1962 году.
Болезнь быстро прогрессировала — последний год Казимир Северинович практически не вставал с постели. Он жил бедно и даже не получал пенсию от Союза художников. Чтобы окончательно утвердить супрематическую веру больной художник пишет завещание, где просит похоронить его в крестообразном гробу с широкораспростертыми руками по оригинальному супрематическому обряду под высоким дубом.

Казимир Малевич скончался 15 мая 1935 года в Ленинграде. Главное внимание уделялось художественной стороне похорон. На похоронах играли авангардную музыку в четыре руки, а Даниил Хармс читал свои заумные стихи.

Через 2 года в память о Казимире Малевиче Хармс написал «Черный квадрат» в прозе:

«Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было
и волос, так что рыжим его называли условно.
Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было.
У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него
не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было.
Ничего не было! Так что непонятно, о ком идет речь.
Уж лучше мы о нем не будем больше говорить.»

«Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рабы!
Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу. Спешите! Ибо завтра не узнаете нас».
К.С. Малевич

Памятный Знак в районе захоронения праха К. Малевича, август 2013 года

Памятный Знак в районе захоронения праха К. Малевича, август 2013 года

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники