Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Краткий обзор систем.
Часть 14. Система йоги

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Введение

Система йога разделяет теорию познания и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но к тому же признает бытие бога. Согласно этой системе, йога означает прекращение всех функций ума-читты (читта-вритти-ниродха). Существует пять ступеней функции ума (читта-бхуми).

  1. Первая называется кшипта, то есть рассеянное состояние, при котором ум скользит от одного объекта к другому.
  2. Вторая ступень — это мудха, то есть притуплённое состояние ума, как, например, во сне.
  3. Третья называется викшипта — относительно умиротворенное состояние, йога невозможна ни в одном из этих состояний.
  4. Четвертая ступень называется экагра и является состоянием сосредоточенности ума на каком-либо объекте, служащем предметом размышления.
  5. Пятая — нируддха, т.е. прекращение всякой деятельности мышления.

Последние две ступени состояния ума являются проводниками к йоге. Существует два вида йоги:

  1. Сампраджнят. Йога проявляется в виде полной сосредоточенности ума на объекте размышления и приводящей поэтому к ясному пониманию данного объекта.
  2. Асампраджнята. Состояние, когда наблюдается полное прекращение всех умственных модификаций и, следовательно, полное отсутствие познания, в том числе и знания объекта размышления.

В практике йоги имеется восемь ступеней:

  1. Яма (обуздание). Т.е. воздержание от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеяния и жадности.
  2. Нияма (культура этики);
  3. Асана (положение);
  4. Пранаяма (контроль над дыханием);
  5. Пратьяхара (отдаление чувств);
  6. Дхарана (внимание);
  7. Дхьяна (созерцание);
  8. Самадхи (сосредоточенность).

Мудрец ПатанджалиОбуздание состоит в воздержании от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеяния и жадности.

Культура этики заключается в воспитании хороших привычек, таких, как очищение, удовлетворенность, аскетизм, изучение вед и размышление о боге.

Асана — это выработка устойчивого и удобного положения.

Контроль над дыханием состоит в регулировании процессов дыхания.

Контроль над чувствами заключается в отдалении чувств от их объектов.

Категория внимания обозначает сосредоточение внимания на внутри органических или вне органических объектах, как, например, на кончике носа, луне и т.д.

Созерцание представляет собой неуклонное и непрерывное размышление об объекте.

Сосредоточенность есть такое состояние, при котором созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте и перестает сознавать самого себя.

Система йога называется теистической (сешвара) санкхьей в отличие от санкхьи Капилы. Философия йога считает бога высшим объектом размышления для сосредоточенности и самопознания.

Бог — совершенное существо, вечное, всепроникающее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков.

Йога приводит следующие аргументы в пользу бытия бога: все, что имеет степени, должно иметь и некоторый максимум. Раз существуют разные степени познания, значит, должно быть и совершенное знание, всеведение. Тот, кто обладает всеведением, есть бог. Соединение пуруши с пракрити закладывает основу дальнейшей эволюции мира, а прекращение этого соединения приводит к его распаду. Ни соединение, ни разъединение не присущи самим пракрити и пуруше. Поэтому должно быть такое верховное существо, которое было бы в состоянии устанавливать отношения между пракрити и пурушей в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных душ.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники