Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Краткий обзор систем.
Часть 16. Система веданты

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Введение

Эта система выросла из Упанишад.

Упанишады — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и в них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед). В Упанишадах главным образом описывается безличный Брахман.

Веданта собрала воедино все философские мысли, рассеянные в Упанишадах. Из всех индийских систем веданта — особенно в изложении Шанкары — оказала наибольшее влияние на индийскую жизнь и все еще продолжает существовать в той или иной форме в различных частях Индии.

В одном из гимнов Ригведы мы встречаемся с идеей существования единой верховной личности пуруша, которое пронизывает всю вселенную и все-таки находится вне ее. Все объекты вселенной, одушевленные и неодушевленные, простые люди и святые, в поэтической форме изображаются здесь как части верховной личности. В упанишадах это единство всего сущего нашло свое выражение в концепции единой безличной реальности (сат), или в концепции единой души, единого Брахмана (все эти понятия употребляются как синонимы). Мир, говорится в упанишадах, берет свое начало из этой реальности, покоится в ней и возвращается в нее при своем разрушении. Реальность множества частных объектов, воспринимаемых во вселенной, отрицается, и утверждается их единство в единой реальности.

Все есть бог. Душа есть бог. Нет множественности. Бог — единая реальность не только в том смысле, что нет ничего, кроме бога, но также и в том, что множественности нет даже в Боге.

Эта душа, или бог, есть реальность (сатья); она — неограниченное сознание (джняна) и блаженство (ананда).

О Боге говорится как о волшебнике, который сотворил мир посредством магической силы, называемой майя. Мы должны объяснить мир не как реальное творение, но как видимость, которую бог вызывает в нашем воображении посредством непостижимой силы майи.

Краткий обзор систем. <br> Часть 16. Система ведантыДо тех пор пока мы верим в явления внешнего мира, мы смотрим на Бога через мир — как на творца его. Но как только мы познаем, что этот мир — лишь видимость, что в действительности ничто не сотворено, мы перестаем думать о Боге, как о творце. Для того, кто не обманут искусством мага и не поддается его трюкам, маг перестает быть магом и теряет свою магическую силу. Подобным же образом для тех немногих людей, кто не видит в мире ничего, кроме Бога, Бог перестает быть обладателем майи — силы, производящей призраки.

Ввиду этого один из авторов комментарий к сутрам, Шанкара, указывает на необходимость различать две точки зрения: обычную, эмпирическую (вьявахарика) и трансцендентную, реальную (парамартхика).

Первая представляет собой точку зрения непросвещенных лиц, считающих мир чем-то реальным. На эту точку зрения опирается вся практика нашей жизни, и поэтому она по справедливости должна быть названа практической точкой зрения (вьявахарика). С этой точки зрения, мир кажется чем-то реальным, а Бог — всемогущим и всеведущим творцом, вседержителем и разрушителем.

Вторая, реальная, точка зрения (парамартхика) принадлежит просвещенным, познавшим, что мир — это лишь видимость и что не существует ничего, кроме Бога.

К этой реальной точке зрения можно прийти лишь при условии устранения незнания (авидьи). А это может быть осуществлено исключительно путем усвоения знаний, преподанных ведантой. Необходимо установить контроль над чувствами и умом, отказаться от всех привязанностей к объектам, имея в виду их преходящий характер, и горячо желать освобождения.

Эти учения веданты были интерпретированы и тем или иным образом развиты Рамануджей. Он считал, что Бог обладает всеми высшими благими качествами, вроде всеведения и всемогущества. Бог сотворил мир материальных объектов (ачит) из извечно пребывающей в нем материи. Души понимаются как бесконечно малые (ану) субстанции, которые также существуют вечно. Каждая душа в соответствии со своей кармой наделена материальным телом. Освобождение есть полное разъединение души и тела. Причина зависимости — карма, проистекающая от незнания. Она страстно желает чувственных удовольствий. Таким образом, она привязывается к земному, и сила этой привязанности становится причиной ее повторного рождения. Незнание устраняется посредством изучения веданты. Человек приходит к знанию того, что его душа отлична от тела, что она есть в действительности часть бога, или Брахмана, от которого зависит ее бытие. Бескорыстное исполнение обязанностей, предписываемых ведами, разрушает накопленные силы привязанности, то есть кармы, и помогает овладеть совершенным знанием. Бог должен рассматриваться как единственный достойный любви объект, необходимо постоянно думать о нем и покоряться его воле. Богу угодна преданность, и преданных он освобождает от зависимости. После смерти освобожденный никогда не родится. Освобожденная душа становится подобной богу, потому что, как и сам бог, она имеет чистое сознание, свободное от несовершенств. Но она не становится идентичной богу, поскольку конечное никогда не может стать бесконечным.

Согласно Раманудже, хотя бог и представляет собой единственную реальность и не существует ничего, кроме бога, все же в нем пребывают многие реальности. Сотворенный мир и созданные объекты так же реальны, как и бог. Нельзя поэтому назвать это ярко выраженным монизмом — адвайтой, но это монизм единого, ограниченный наличием многих частей — вишишта-адвайта. Бог, обладающий наделенными сознанием душами и лишенной сознания материей,  — единственная реальность.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники