Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Краткий обзор систем.
Часть 13. Система санкхьи

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Введение

Санкхья (санскр. — «перечисление») — философия индийского дуализма, признающая основой бытия два независимых противоборствующих начала — дух (пуруша) и материю (пракрити).

Пуруша — это вечное сознание (чайтанья), являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и действий, — сознание не действующее и не изменяющееся. Это Я, совершенно отличное от тела, чувств и ума (манас).

Пракрити — первопричина мира. Это вечное, бессознательное начало (джада), которое, всегда изменяясь, служит исключительно удовлетворению Я. Составными частями пракрити являются три гуны — саттва, раджас и тамас. Пракрити держит их в состоянии покоя и равновесия (самья-авастха).

Гуны — три основных начала материальной природы, три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, обусловливающей живые существа (дживы): саттва — гуна благости; раджас — гуна страсти; тамас — гуна невежества. Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обуславливают.

Эволюция мира начинается с соединения (саньйога) пуруши с пракрити, что нарушает первоначальное равновесие последней и побуждает ее к действию. Эволюция протекала следующим образом. Из пракрити возник великий зародыш этой огромной вселенной, который и называется поэтому великим (махат). В нем отражено сознание я, и это делает его как бы сознательным. Махат представляет собой пробуждение природы от космического сна и первое появление мысли и называется поэтому также интеллектом (буддхи). Эта творческая мысль должна побуждать развитие мира. Дальнейшая трансформация интеллекта порождает вторичный продукт — аханкару. Функцией аханкары является ощущение «себя» и «моего» (абхимана). Отождествляя себя с этим началом, я считает себя действующей силой (карта), хотя на самом деле не является ею.

санкхья

Из аханкары, когда в ней превалирует элемент саттва, возникают пять органов познания (джнянендрия), пять органов действия (кармендрия) и манас, который представляет собой орган познания и деятельности (убхайендрия). Когда же доминирует элемент тамас, аханкара производит пять тончайших элементов (танматра), являющихся потенциями звука, осязания, цвета, вкуса и запаха. Из этих пяти тончайших элементов возникают пять вещественных элементов: эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля в том же самом порядке. Таким образом, в системе санкхьи насчитывается двадцать пять начал.

Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхья отвергает всякую веру в божественное. Бытие бога не может быть доказано никоим образом. К тому же пракрити является достаточно обоснованной причиной мира как целого. Бог как вечный и неизменный дух не может быть творцом мира, ибо для того, чтобы произвести некоторое следствие, причина должна измениться и превратиться в это следствие. Однако некоторые авторы и комментаторы санкхьи пытаются доказать, что эта система допускает существование бога как верховного существа, которое является лишь свидетелем, а не создателем мира.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники