Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Краткий обзор систем.
Часть 11. Система ньяи

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Введение.

Система ньяя создана великим мудрецом Готамой и основывается главным образом на законах логики. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания:

  1. Восприятие (пратьякша);
  2. Вывод или заключение (анумана);
  3. Сравнение (упамана);
  4. Свидетельство или доказательство (шабда).

Краткий обзор систем. <br> Часть 11. Система ньяиВосприятие — познание объектов в результате их связи с нашими органами чувств. Оно может быть внешним (бахья), если касается таких органов чувств, как зрение и слух, посредством которых мы получаем восприятия извне, или внутренним (антара), если оно касается ума (манас).

Вывод (или заключение) — познание объекта через сознательное выделение некоего признака (линга), который неизменно связан с данным объектом (садхья). Неизменная связь между объектом и его признаком называется вьяпти. В выводе должно быть, по меньшей мере, три суждения и самое большее три термина:

  1. Пакша, или меньший термин, по поводу которого мы что-нибудь выводим;
  2. Садхья, или больший термин, являющийся выводимым объектом;
  3. Линга (или садхана), то есть средний термин, который всегда связан с большим и в то же время содержится в меньшем.

Приведем пример: «Холм огненный, потому что он дымится, а все, что дымится, — огненно».

Сравнение — познание связи между названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании данного описания их сходства с некоторым уже известным объектом.

Шабда (свидетельство или доказательство) — знание, получаемое из утверждений авторитетных лиц.

Объектами познания, согласно школе ньяя, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность (буддхи), ум (манас), деятельность (правритти), умственные дефекты (доша), повторное рождение (претья-бхава), чувства удовольствия и боли (пхала), страдание (духкха) и свобода от страданий (апаварга).

Философы школы ньяя стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам.

Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности (таттва-джняна).

Доказательство существования Бога системой ньяи:

  1. Бог есть первопричина;
  2. Мир был сотворён Богом из вечных атомов пространства, времени, эфира, умов и душ;
  3. Мир сотворён, чтобы душа могла наслаждаться удовольствием или испытывать страдания в соответствии со своим поведением в другой жизни.

Бог создал мир не для какой-то своей собственной цели, а для блага всех живых существ. Но это не означает, что в этом мире должно быть только счастье и не может быть несчастий. Т.к. индивиды имеют свободу воли и действуют в соответствии с добрыми или злыми намерениями, то могут тем самым приносить самим себе счастье или несчастье. Однако, рано или поздно все индивиды могут достигнуть освобождения.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники