Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Основные черты индийской философии.
Часть 5. Развитие индийских систем философии

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Введение

В истории европейской философии одни философские школы сменялись другими. В Индии же ряд школ параллельно существуют и совместно процветают на протяжении ряда столетий. Причина в том, что в Индии философия являлась составной частью жизни. Как только появлялась новая система мысли, группа её сторонников воспринимала её как философию жизни и создавала школу этой философии. Они жили ею и передавали её поколениям своих последователей.

Храмовый комплекс, построенный в VII веке царем Нарисимхаварманом. Долгое время являлся культурным и религиозным центром Северной Индии

Храмовый комплекс, построенный в VII веке царем Нарисимхаварманом. Долгое время являлся культурным и религиозным центром Северной Индии

Однако это не означает, что различные системы развивались только в определенном кругу своих последователей без взаимного влияния друг на друга. Напротив, каждая философская школа считает своим долгом рассматривать и отвечать на все возможные возражения, выдвигаемые против её взглядов. И именно благодаря критике в Индии развилась склонность к ясной и точной формулировке идей и к выработке защитных аргументов против выдвигаемых возражений.

Чтобы попытаться понять общий процесс возникновения и развития философских систем вспомним про связь большинства философских идей с ведами. В ортодоксальных школах, мы находим так называемые сутры.

Сутры (санскр. — «нить») — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризмы, позднее — своды высказываний ортодоксальных школ.

Поскольку философские споры в большинстве своем велись в виде устной беседы и поскольку учителя передавали свои мысли ученикам обычно тоже в устной форме, возникла необходимость увязать единой нитью основные мысли учеников посредством краткой формулировки различных проблем, разрешения этих проблем, возможных выражений на них и ответов на эти возражения.

Сутры отличались краткостью, и потому их смысл был не всегда ясен. Поэтому возникла мысль составить комментарии, которые бы истолковывали сутры.

Бхашьи — комментарии к соответствующим сутрам.

Иногда комментарии к одним и тем же сутрам составлялись различными авторами, стремившимися оправдать свои собственные взгляды. С течением времени одни комментарии наслаивались на другие. Появлялись самостоятельные труды, написанные то с целью снабдить сутры указателем-справочником, то с целью оправдать, разработать или подвергнуть критике существующие доктрины. Философская литература ортодоксальных школ развивалась именно по этому пути.

Несмотря на то, что различные школы были противоположны друг другу, всё же между ними обнаруживаются общие положения, которые могут рассматриваться как общие черты индийской философии.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники