Мы в соцсетях:

  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube

Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:


Электронная библиотека философа Александрия

Популярные записи:

Великая Змеиная Насыпь в Серпент Маунде

Интересное наследие жителям северо-востока США оставили неизвестные предшественники. На землях Огайо, Кентукки, Виргинии, Пенсильвании насчитывается более 1000 загадочных насыпей, как правило, в виде животных. Находясь на земле, на одном с ними уровне нельзя сказать, что они ошеломляют, хотя и так выглядят внушительными. Другое дело — когда поднимаешься в воздух… Одной из наиболее известных и сохранившихся за 5000 лет до наших дней есть Великая Змеиная Насыпь. Детальное изучение ее учеными позволило сделать вывод, что это совсем непростое сооружение.

Официально археология относит его к культуре Адена, но прямых свидетельств тому нет.

Официально археология относит его к культуре Адена, но прямых свидетельств тому нет.

Легенды, история

Делать предположения, какая разновидность змеи представлена в Серпент Маунде — рискованное занятие, и это признают все. Однако ученые Вебб и Саби выдвинули предположение, что Серпент Маунд представляет гремучую змею, ведь многие другие ученые уже не раз сообщали, что в искусстве индейцев Северной Америки чаще всего изображается именно гремучая змея. Бойл, например, пришел к выводу, что «oтносительно змей (разделенные большими расстояниями рисунки, гравировки или изображения которых найдены на большей части Северной Америки), оказывалось, что практически в каждом случае изображалась гремучая змея. Обе, или любое из окончаний ее туловища могут помочь в опознании».

Кроме гремучей, изображения других змей встречаются очень редко. Видимо, это связано с тем, что ее ужасно огромные размеры и смертельный яд, полученный от природы, — факторы, которые производят довольно-таки сильное впечатление. Без сомнения, те же самые факторы стали причиной общей нелюбви к рептилии. Среди ирокезов, например, гремучие змеи описывались как «дети злобных, презренных и ненавистных земных пресмыкающихся»; а чероки признавали гремучих змей как «самых страшных из духов животных».

Великая Змеиная Насыпь в Серпент Маунде

Великая Змеиная Насыпь в Серпент Маунде

 

Очевидно также, что гремучая змея вдохновила ирокезов на изображение Большого Рогатого Змея, о чем свидетельствует ромбический рисунок на его спине. Среди чероки рассказываются легенды о двух существах, посланных уничтожить Солнце: Уктену — монстра в виде змея, имеющего атрибуты гремучего, — и саму Гремучую. По легенде, эти существа были посланы убить солнце за то, что солнце пыталось наслать смертельную болезнь на чероки — но они лишь испортили свои лица, когда взглянули на него. В любом случае, Уктене и Гремучей не удалось убить солнце; правда, именно Гремучая по ошибке убила Дочь Солнца.

Принимая во внимание многие соответствия между Серпент Маундом и Уктеной — вышеупомянутые легенды чероки о Гремучей, посланной атаковать Солнце и наблюдение, что многие змеи в индейском искусстве на самом деле — гремучие, — делаем вывод, что Серпент Маунд мог быть смоделирован по гремучей змее.

В связи с этим, комментарий Бойла, что оба окончания могут помочь в опознании, приобретают конкретный смысл. Следующие характеристики окончаний Серпент Маунда заставляют сделать вывод, что он представляет гремучую змею:

  • завивающийся хвост;
  • «рожки» по обеим сторонам от головы.

Как показано на рисунке, хвост Серпент Маунда завивается кругами по расширяющейся спирали. Без сомнений, конструирование хвоста таким способом потребовало немало времени и усилий. Отсюда мы можем сделать вывод, что строители Серпент Маунда решили придать хвосту изображения какое-то специальное значение. Соответственно, одна из наиболее необычных характеристик гремучей змеи — особый набор погремушек на ее хвосте, который используется для предупреждения врагов о надвигающейся атаке. Более того, гремучую змею чаще всего можно найти в положении, которое известно как кольцо отдыха, или, когда она угрожает — в атакующем кольце.

Кольцо отдыха — это плоская, похожая на блин, спираль, которая включает тело змеи полностью, при этом голова лежит на внешнем крае. Тем не менее, перед ударом гремучая змея выбрасывает себя в вертикальную спираль, известную как атакующее кольцо. В любом случае, гремучая змея характеризуется отличительными спиральными кольцами.

В принципе, в доисторическом искусстве существует тенденция преувеличивать черты, которые желает выделить художник. Соответственно, если строители Серпент Маунда пытались следовать идее гремучей змеи в изображении, самым убедительным путем был бы делать именно то, что они и сделали — закрутить хвост, чтобы акцентировать внимание на части тела животного, отмеченной погремушками, и, снова-таки, закрутить хвост, чтобы проявить пристрастие гремучей змеи скручиваться как во время отдыха, так и во время подготовки к удару.

Заметьте, как эти насыпи сильно напоминают по форме и положению выступы на затылке гремучей змеи.

Заметьте, как эти насыпи сильно напоминают по форме и положению выступы на затылке гремучей змеи.

В связи с этим, следует отметить, что хвост Серпент Маунда закручивается против часовой стрелки — начиная с кончика, через изгибы спирали, в конце концов сливаясь с остальным телом. Солнце, наоборот, восходит на востоке, двигается через небо на юге и садится на западе — что может быть описано как движение по часовой стрелке. Очевидно, что оба движения противоположны друг другу. Как бы соответствуя намерению монстра уничтожить солнце, движение тела змея, выраженного Серпент Маундом, противоположно движению солнца. В том, что это анти-гелиотропическое построение Серпент Маунда не есть всего лишь случайное совпадение, подтверждается наблюдениями Маршака: «Этнографическая литература американских индейцев богата описаниями определенных видов движения наборами символов, в которых движение представляется круговым по движению солнца, или против солнца, или по спирали, что часто есть отображением солнечного движения… Эта форма изученного, символического движения этнографически известна в разнообразных народах и периодах во всем мире».

Вторая физическая черта Серпент Маунда, предполагающая, что изображение построено по гремучей змее, — это вызывающие споры то ли выступы, то ли насыпи по обеим сторонам изображения головы змеи. Заметьте, как эти насыпи сильно напоминают по форме и положению выступы на затылке гремучей змеи. У реальных змей они ярко выражены и сформированы пересечением костей нижней челюсти, квадратной кости и птеригоида. Возможно, что строители Серпент Маунда намеревались изобразить выступы как насыпи по обеим сторонам головы земляной змеи, чтобы обозначить эту выдающуюся особенность гремучей змеи. Проявление этих выступов в природе становится «рожками» — частым атрибутом Великого Рогатого Змея.

В заключение, интересно заметить, что рога — частый атрибут сверхъестественно сильных созданий (включая злых змей), которых представляли себе племена североамериканских индейцев. Например, по словам Онниона, змей-монстр Хурон имел рог на лбу, которым он пользовался, чтобы пронзать скалы, деревья, холмы, и все, что встречал на пути. Соответственно, в искусстве североамериканских индейцев рога часто используются как символ, или художественный прием, означающий, что существо наделено сверхъестественной силой. По этой же причине, Серпент Маунд обязан быть изображенным с рогами.

 

Факты, гипотезы

Долгие годы колонизаторы Америки занимались возделыванием плодородных земель континента, поэтому, когда в 1883 году профессор Путнам из Гарвардского университета обнаружил на реке Буш-Крик загадочное земляное сооружение, представляющее собой насыпь в виде змеи, глотающей яйцо, он был, мягко говоря, расстроен положением вещей. С каждым годом на теле змеи появлялись новые отметины от рук крестьян и кладоискателей, и через три года профессор обратился за помощью к общественности. Страшно подумать, что могло случиться, не сделай он этого, но в 1886 году на собранные деньги он попросту выкупил участок с насыпью и восстановил ее для дальнейших исследований. Он произвел первые точные замеры насыпи. Голова змеи возвышается над рекой на 45 метров. В широко разведенных челюстях она держит яйцо, длина которого 30 метров. Сама насыпь имеет в высоту 1-1,2 метра и около пяти в ширину. Вся длина змеи составляет 400 метров. Не удивительно, что ее лучше всего наблюдать с высоты. Недалеко (в 500-ах метрах) от хвоста змеи он обнаружил коническую насыпь, со скелетом в центре.

линия головы змеи и яйца, которое она захватывает, указывает на северо-запад, — точку, в которой садится Солнце в день летнего солнцестояния

Линия головы змеи и яйца, которое она захватывает, указывает на северо-запад, — точку, в которой садится Солнце в день летнего солнцестояния.

За более чем 100 лет было сделано немало в отношении дальнейших исследований, довольно детальных. Интересно, что до недавних пор не существовало ни одной карты Змеиной Насыпи, потому что сама она расположена в таком месте, где наблюдается сильная магнитная аномалия, из-за которой невозможно определение точного и магнитного севера с помощью компаса. Когда карта была составлена, казалось бы, все проблемы решены, и уже ничего больше нельзя узнать о насыпи, но тут к исследованиям подключились геоастрономы, или археоастрономы, которые решили отыскать ориентацию сооружения на определенные точки горизонта. И не зря. Кларк и Марджори Хардман показали, что линия головы змеи и яйца, которое она захватывает, указывает на северо-запад, — точку, в которой садится Солнце в день летнего солнцестояния.

В дальнейшем Роберт Флетчер и Терри Камерон развили идеи сезонных отметок на точки солнцестояний и равноденствий. Три витка змеи указывают на восход Солнца в равноденствия и дни солнцестояний. Уильям Ромейн открыл, что шесть из семи витков отмечают важные точки 18,6-летнего лунного цикла. Орбита Луны вокруг Земли наклонена на 5°, поэтому Луна периодически наблюдается как «низкая» и как «высокая» Луна — ниже всего и выше всего над горизонтом соответственно. Этим сложным движением и обусловлено то, что она имеет больше важных точек, чем Солнце. Когда Луна восходит посередине между точками восхода «высокой» и «низкой» Луны, в этот день происходит затмение Солнца. На эту точку ориентирован четвертый изгиб. Таким образом, насыпь объединяет точки, ориентированные как на Солнце, так и на Луну.

Но точками восхода и захода Солнца и Луны не исчерпывается археоастрономический смысл насыпи. Оказывается, если попытаться совместить Змеиную Насыпь с изображением созвездия Дракона, его звезды, причем не только самые яркие, удивительно точно ложатся на контур (именно на контур!) сооружения. Если это и совпадение, то очень уж точное и невероятное. Все-таки проблема с совпадением, хоть и таким точным, существует, и вот какая. Современное изображение созвездия помещает голову Дракона в четырехугольнике, который находится со стороны хвоста насыпи, что выглядит нелогично. Но ведь мы только что сказали, что это только современное изображение, но ведь нет гарантий, что строители насыпи смотрели на него точно так же.

звезда Тубан, Альфа Дракона, которая оказывается внутри первого витка змеиного тела, с арабского переводится как "голова змея"

Звезда Тубан, Альфа Дракона, которая оказывается внутри первого витка змеиного тела, с арабского переводится как «голова змея»

Тем более, что звезда Тубан, Альфа Дракона, которая оказывается внутри первого витка змеиного тела, с арабского переводится как «голова змея». Бросается в глаза также и то, что Тубан оказывается единственной звездой, лежащей не на контуре насыпи. Видимо, этой звезде (если конечно наше предположение правильно, и неизвестные строители действительно проецировали Дракона на Землю), придавалось какое-то существенное значение, иначе зачем так явно выделять ее среди остальных? Одно объяснение в том, что Тубан лежит на прецессионном круге, и именно он указывал на север древним египтянам 2000 лет назад. За прошедшие века прецессия «переместила» север на другую звезду — Полярную. Второе — что строители намеренно взяли ее как геометрический центр так, что окружность с центром в точке проекции касается хвостовой погремушки и верхнего угла треугольника, который поддерживает овальное яйцо. Впрочем, одно не противоречит другому.

Вместе с тем, вторая трактовка позволяет объяснить еще одну трудность: созвездие на самом деле простирается далеко за хвост змеи. Возможно, если бы удалось развернуть хвост змеи, мы бы как раз «дотянулись» до четырехугольника на хвосте, но тогда нарушатся границы круга, описаного из центра в звезде Тубан.

На небе рядом с Драконом расположена Малая Медведица с Полярной звездой, в связи с чем некоторые исследователи делают предположение о том, что Змеиная насыпь должна быть связана с другим объектом на Земле, представляющим Малую Медведицу, и в ее качестве выдвигают Стоунхендж. Возраст Маунда определен как 5000 лет. Авторы гипотезы считают, что возраст Стоунхенджа тот же, откуда делают вывод, что оба сооружения относятся к одной «возрастной группе».

На том же основании они совершают сравнение их обоих, из которого получается, что Стоунхендж отражает Малую Медведицу, а Маунд — Дракона. Непонятно однако, на каком основании выбран именно Стоунхендж. Ведь диаметр Стоунхенджа составляет приблизительно 100 м, а длина Маунда (по прямой) — 200, откуда следует, что на рисунке они изображены не в масштабе, то есть либо Стоунхендж для аргументации этой гипотезы должен быть раза в два меньше, либо Маунд раза в два больше, чем на самом деле.

 Стоунхендж отражает Малую Медведицу, а Маунд — Дракона

Стоунхендж отражает Малую Медведицу, а Маунд — Дракона

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники