Мы в соцсетях:

  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube

Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:


Электронная библиотека философа Александрия

Популярные записи:

Плотин

Плотин (204/5 – 269/270 гг. н. э.)

Древнегреческий философ, основатель неоплатонизма.

Биография

Плотин происходит из города Ликополь в Египте. По словам его ученика и друга Порфирия, Плотин всегда избегал рассказов о своем происхождении, родителях, родине, поэтому биографических справок о нем очень мало. Известно, что интерес к философии проснулся у Плотина, когда ему исполнилось 27 лет. Он посещал лекции многих александрийских философов, однако они не произвели на него ожидаемого впечатления. И только познакомившись с Аммонием Саккасом, беседы которого глубоко затронули его, он с удовольствием признался другу: “Вот человек, которого я искал!”

Плоти́н — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма.

Плоти́н — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма.

На протяжении 11 лет под руководством Аммония Плотин достиг таких успехов, что захотел познакомиться с наукой “магов”. С этой целью он записался в армию императора Гордиана и отправился в поход на Персию. Но вскоре император был убит, а сам Плотин едва спасся. В 244 году он поселился в Риме и открыл философскую школу, которая привлекла внимание многих слушателей. При поддержке императора Галлиена Плотин пытался создать город философов – Платонополь. Вначале он обучал устно, а потом начал записывать содержание своего учения. Порфирий оформил рукописное наследие Плотина определенным образом: он разделил все произведения учителя на шесть групп, которые содержали в себе по 9 трактатов, откуда и общее название его труда — “Эннеады”, или “девятки”. Благодаря Порфирию учение Плотина приобрело следующую последовательность: этика, натурфилософия, космология, психология, ноология (учение о разуме) и генология (учение о Едином).

Основные идеи

О Едином

Все мировоззрение Плотина пронизано пафосом единства. Единое – это Бог, Благо, вечное начало всего сущего, источник жизни. Единое сравнивается с Солнцем: оно – источник тепла и света. Единое трактуется как абсолютное единство, которое полностью исключает всякую множественность, разнородность, противоположность и противоречия. Единое не познается через множественное, потому что высшее не познается через низшее. Единое не имеет никаких желаний, оно находится вне времени и пространства, иначе оно не было бы абсолютным, самодостаточным. Это – вечность.

Об эманации

Плотин связывает сотворение вселенной с эманацией. В переводе с латинского этот термин означает “вытекать, изливаться”. Ничем не ограниченное Единое способно изливаться, нисходить без всяких внешних причин. Как “источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает атмосферу, нисколько не затемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого без запаха”, так Единое изливает себя, не теряя своей полноты, неизменно пребывая в себе.

О Разуме

Первой эманацией Единого является Дух (Разум). Этот Дух подобен свету, который исходит из Него, в то время как сам источник от этого не изменяется и остается в покое. Так огонь распространяет вокруг себя тепло, лед и снег – холод. Дух пребывает ближе всего к Абсолюту, однако, он уже менее совершенен, хотя и превосходит все остальное. С помощью деятельности Разума неделимая полнота Первоединого разделяется на множество идей, которые представляют собой умозрительный мир. Итак, Дух порождает идеи (эйдосы) и наполнен ими. Эти идеи – не внешние предметы, которые созерцает Дух, а его собственные извечные состояния, мысли о Первоедином.

О Мировой Душе

Дух, или Разум, исходит от Единого, а Душа – от Разума. Душа приобретает определенность и форму от того источника, который ее порождает. По Плотину, существует два вида души: высшая и низшая. С одной стороны, Душа тесно связана с Духом, принимает в нем участие, его воспринимает и им наполняется, а с другой – образует вещи более низкого уровня и связана с ними. Подобно тому как Дух разделяется на множественность идей, которые формируют мир умозрительный, Душа размножается в бесконечном количестве душ, что наполняют мир реальный. Высшая душа порождает богов и астральных духов; низшая душа, или природа, размножается в демонические, человеческие, животные и растительные души, сгущая для них “небытие” материи в соответствующие тела.

О Природе

Через семенные логосы природа порождает вещи, которые являются отображением идей разума. В феноменальном мире душа дробится, порождая души небес, звезд, планет. Душа земли порождает души растений, животных, людей. Все они оказываются в зависимости от физического тела. По мере сгущения материи Божественное начало все более окутывается оболочками природы и оттесняется от Единого.

О материи

Плотин говорит о материи как о небытии, несуществующем. Как свет и тепло ослабевают по мере удаления от источника и исчезают в совершенном мраке и холоде, так эманации Божественной силы постепенно ослабевают в природе, пока не доходят до полного замерзания в материи, лишенной истины и блага и потому являющейся не-сущим и злом. Зло выступает здесь не как некое начало, а как недостача добра.

О восхождении к Единому

Мир преображается и возвращается к Божественному, множественное возвращается к нему, пытаясь вновь стать Единым, преодолеть свою отделенность и присоединиться к Благу. Наиболее осознанно это стремление проявляется у человека. Соединение души с Единым, растворение в нем составляет, согласно Плотину, высшую цель человеческой жизни. При этом душа человека постепенно отрекается от материального, или плотского, а потом – от идеального, или умозрительного. Плотин подчеркивал, что основным условием приближения человека к Богу являются аскеза и практическая нравственность.

Плотин. Афинская школа (фрагмент), Рафаэль

Плотин. Афинская школа (фрагмент), Рафаэль

Цитаты

Прекрасное – это нечто, чувственно воспринимаемое нами с первого взгляда. Душа наша схватывает его и, распознав, принимает в себя и как бы настраивается на один с ним лад. Натолкнувшись же на безобразие, она отвращается, отрекается от него, отказывается принять, не гармонируя и чуждаясь безобразного. (I, 6)

Мудрость – это мышление, отвращающееся от низшего, ведущее душу к высшему миру. (I, 6)

Добро и красота для души заключаются в том, чтобы уподобиться Богу, ибо оттуда и прекрасное, и всякий иной удел сущего. (I, 6)

Душа божественна и есть частью прекрасного, и все вещи, с которыми она соприкасается и подчиняет себе, она делает прекрасными настолько, насколько они способны приобщиться к красоте. (I, 6)

Благо, будучи само наивысшей и первой красотой, делает любящих его прекрасными и достойными любви. Ради него все усилия, и тот, кто достигает его – счастлив. (I, 6)

Красота – место эйдосов, а Благо – источник и первоначало всего прекрасного. (I, 6)

Благо – это то, от чего зависит все сущее, в чем нуждается, к чему стремится, как к своему началу и основанию, в то время как само благо ни в чем не нуждается, оно есть мера и предел всего, оно произвело из себя и Дух, и бытие, и Душу, и жизнь, и мышление. (I, 8)

Дух содержит все и есть все, остается собой самим, каждая вещь участвует в нем настолько, насколько она сама способна, это первая энергия блага, его первая сущность. (I, 8)

Вселенная – это организованная, эффективная, сложная, всеобъемлющая жизнь, демонстрирующая высшую мудрость. (II, 9)

В душе всегда присутствует что-то высшее; переходя в область разумной и духовной деятельности, опираясь на свои воспоминания, пускай поначалу и смутные, сделав их основой своего видения и сутью своего бытия, она постепенно освобождается от оков и начинает свое восхождение. (IV, 8)

Как материя должна быть лишена всех качеств, чтобы быть спокойной к восприятию всяческих форм, так и душа – свободной, чистой от форм, образов, если желает, чтоб ничто не мешало ей наполниться сиянием света верховного существа. (VI, 9)

Экстаз – превращение себя в нечто совершенно простое и чистое, жажда теснейшего единения, напряжение ума в стремлении к возможно полному слиянию с тем, которого желательно зрить в святая святых единения, а в конце всего – полнейшее успокоение.

Литература:

  1. Плотин. Эннеады. — К., 1996.
    2. Всемирная энциклопедия: Философия/ Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.:АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
    3. Пьер Адо. Плотин или простота взгляда. — М.,1991.
    4. Шамиль Султанов. Единое: творящая сила созерцания. – М., 1996.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники