Мы в соцсетях:

  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube

Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:


Электронная библиотека философа Александрия

Популярные записи:

Лао-цзы

Лао-цзы (604 г. до н. э. – ?)

Лао-цзы — легендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений философской мысли Китая.

Биография

Родился Лао-цзы в 604 г. до н.э. в царстве Чу. Родовым именем Лао-цзы было Ли, его личным именем – Эр. Имя Лао-цзы скорее всего является прозвищем и означает буквально «старый мудрец» (и даже «старый ребенок»). Возможно, это связано с легендой о том, что он родился с седой головой. Первая последовательная биография Лао-цзы содержится в «Исторических записках» (Ши цзи) великого историка Сыма Цяня. По этой версии,

Каменная скульптура Лао-цзы, расположенная к северу от г.Цюаньчжоу, Китай

Каменная скульптура Лао-цзы, расположенная к северу от г.Цюаньчжоу, Китай

Лао-цзы занимал пост хранителя архива при дворе Чжоу. По легенде, он встречался с Конфуцием, когда тот приезжал к нему за советами и наставлениями. Лао-цзы долго жил в столице Чжоу и трудился над учением о «дао» и «дэ», о пути вещей и его проявлениях. Видя упадок династии Чжоу, Лао-цзы покинул двор и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В пограничной области Ханьгу он был остановлен неким «стражем заставы» Инь Си (Гуань Инь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; так возник главный текст даосизма — книга «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Затем он продолжил путь в Индию и дальнейшая судьба его неизвестна.

Основные идеи даосизма:

Инь и ян

Инь и ян

Понятие “дао”

Согласно даосизму, существует высшая реальность, лежащая в основе многообразия вещей и явлений:
«Есть три термина: «полное», «всеохватывающее», «целостное». Они отличаются друг от друга, однако, та реальность, которую они стремятся описать, одна и та же — Единственное».

Дао первоначально означало «Путь». Это Путь всей Вселенной, порядок мироустройства. Все существа выходят из дао и неизбежно возвращаются в него. Неощутимое дао постоянно формирует из изначального хаоса Вселенную.

Вселенная рассматривается как иерархически организованная структура, в которой каждая из частей воспроизводит целое.

В первоначальном космическом смысле дао – высшая, не подлежащая определению Реальность, это космический процесс, в котором участвуют все вещи. Небытие и бытие являются двумя формами постоянного дао. Они взаимозависимы и «вырастают друг из друга». С точки зрения Лао-цзы, Небытие не означает Ничто, Небытие первично, это более высокая степень, чем бытие. Это пустота, которая скрывает в себе все потенции, без нее даже бытие не имеет силы.

Основной признак дао – цикличность его бесконечного движения и изменений.

«Движение дао есть возвращение,– говорил Лао-цзы.– Уйти далеко означает вернуться».

Имеется в виду, что все процессы в природе и во внутреннем мире человека цикличны и имеют фазы приближения и удаления, расширения и сжатия. Прообразом этих представлений послужили движения Солнца и Луны и смена времен года. Считалось, что если ситуация в своем развитии доходит до крайности, то вскоре она начнет развиваться в противоположном направлении и превратится в свою противоположность. В результате сформировалось учение о золотой середине, общее для конфуцианцев и даосов.

«Мудрец, – говорил Лао-цзы,– избегает излишеств, сумасбродства и потворства своим слабостям».

Даосы рассматривали все природные изменения в качестве динамического чередования ИНЬ и ЯН. Они стали двумя пределами, ограничивающими круги перемен:
«ЯН, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ИНЬ; ИНЬ, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ЯН».

Динамический характер ИНЬ и ЯН можно проиллюстрировать при помощи древнего китайского символа «Тайцзи-ту», или Великого Предела.
Вечная трансформация Вселенной путем чередования Инь и Ян является ни чем иным как внешним проявлением самого Дао. Чжуан-цзы говорил:
«Жизнь – это гармоническая смесь ИНЬ и ЯН»

Лао-цзы покидает Китай верхом на буйволе

Лао-цзы покидает Китай верхом на буйволе

Даосский образ жизни

Когда говорится о даосском понятии перемен, необходимо отметить, что любое изменение рассматривается даосами не как результат воздействия какой-то внешней силы, а как проявление внутренне присущей всем вещам склонности изменяться. Движения дао не навязаны ему извне, они происходят естественно и спонтанно. Спонтанность – это принцип действия дао, а поскольку человеческое поведение должно следовать дао, все поступки тоже должны быть спонтанными. Таким образом, для даосов поступать в согласии с природой означает поступать спонтанно и в соответствии со своей истинной сущностью. Это означает доверять своему интуитивному восприятию, которое внутренне присуще человеческому сознанию подобно тому, как способность и склонность изменяться внутренне присуща окружающим нас вещам.

Признавая относительность всех понятий, а следовательно, и норм морали, даосский мудрец не стремится к добру, а, скорее, старается поддерживать динамическое равновесие между добром и злом. Таким образом, все поступки даосского мудреца спонтанно порождаются его интуитивной мудростью, не нарушая гармонии с окружающей средой. Ему не приходится применять принуждение по отношению к себе и другим, он просто соотносит свои поступки с движениями дао. Такое поведение называется даосами у-вэй.

Лао-цзы: «Человек высшей добродетели (у-вэй) не является добродетельным, поэтому он имеет добродетель».

«У-вэй» буквально переводится как «недеяние», а в переводе Джозефа Нидэма выглядит как «отказ от деяний, противоречащих природе»: это толкование подкрепляется словами Чжуан-цзы:

«Применять недеяние не значит бездействовать и хранить молчание. Пусть всему будет предоставлена возможность делать то, что назначено ему природой, естественно для него так, чтобы удовлетворялась его природа.”

В этом и заключается смысл загадочных слов Лао-цзы:
«Все может быть сделано при помощи недеяния».

Цитаты

Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его.
Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.

• • •

Будь согнутым, и ты останешься прямым.
Будь незаполненным, и ты останешься полным.
Будь изношенным, и ты останешься новым.

• • •

Превращения невидимого дао бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения – корень неба и земли. Оно существует вечно подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.

• • •

Когда устранили великое дао, появились «человеколюбие» и «справедливость». Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников(отец, мать, старший и младший братья, муж, жена) в раздоре, тогда появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь». Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и «верные слуги» (честные и преданные государственные деятели).

• • •

Лао-цзы, основатель даосизма, был старшим современником Конфуция

Лао-цзы, основатель даосизма, был старшим современником Конфуция

Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

• • •

Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.

• • •

Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке.

• • •

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.

• • •

Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.

• • •

Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществить. В словах имеется начало, в делах есть главное.

• • •

Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить.

• • •

Совершеномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого – это деяние без борьбы.

Литература:

  1. Ф. Капра. Дао физики. — К., 2002.
    2. Лао-цзы. Дао дэ цзин. — СПб., 1999 .
    3. Чжуан-цзы // Дао, гармония мира. — М., 2002
    4. Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
    5. Всемирная энциклопедия: Религия. — Мн., 2003.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники