Мы в соцсетях:

  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube

Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:


Электронная библиотека философа Александрия

Популярные записи:

Иоанн Дунс Скот

Иоанн Дунс Скот (1265/1266-1308)

Шотландский средневековый философ и теолог, представитель неортодоксальной ветви схоластики.

Биография

Иоанн Дунс, по прозванию Скот (Шотландец), родился в 1265/1266г., согласно одной традиции, в городке Дунс, согласно другой – Литядии (Шотландия). Его семья была тесно связана с францисканским орденом: дядя Иоанна Илия Дунс был настоятелем монастыря в Дамфрисе, а в 1278г. занял должность генерал-викария Шотландии. Сам Иоанн вступил в орден около 15 лет, а 19 марта 1291г. был рукоположен в священнический сан Линкольнским епископом Оливером Саттоном.

Иоанн Дунс Скот - шотландский средневековый философ и теолог.

Иоанн Дунс Скот — шотландский средневековый философ и теолог.

Кроме этих двух обстоятельств, мы почти ничего не знаем о раннем периоде жизни Шотландца. По некоторым косвенным данным, в период с 1281 по 1292 он учился в нескольких университетах Англии и Шотландии. В 1293г. Иоанн отправился в Париж, где продолжил обучение у Гонсальва Испанского (в будущем – генерала Францисканского ордена). Между 1297 и 1301г. он преподавал в Кембридже и в Оксфорде. В 1302 году он был приглашен для чтения лекций по «Сентенциям» Петра Ломбардского в Парижский университет, но уже годом позже оказался втянут в противостояние между французским королем Филиппом Красивым и Папой Бонифацием VIII и как сторонник папы подвергся изгнанию.

В Париж Иоанн вернулся уже после смерти Бонифация, в 1305г. Здесь он преподавал до 1307г., и этот период стал для него временем наибольшей известности в качестве теолога и философа. В конце 1307г. Иоанн по не вполне ясным причинам был переведен в Кельн, где около года продолжал преподавательскую деятельность – вплоть до своей внезапной смерти 8 ноября 1308г.
Иоанн Дунс Скот похоронен во францисканской церкви в Кельне. Его гробница в разное время несла разные эпитафии. Одна из них – изящная элегическая эпитафия в стихах, написанная в стиле высокого Ренессанса:

Пред вашим взором огромный камень, сокрывший Учителя,
Чей уход оплакивает святая Минерва.
Замедли шаг, о читающий, прикоснись устами к красно-желтому камню.
В этой гробнице лежит тело Иоанна Скота,
Когда 8 лет прибавилось к году 1300-му,
Ею завершен был его последний день, и Лета волновалась.

12 июля 1870г. – после завершения реставрационных работ — на гробнице Дунса Скота появились новые стихи:

Шотландия меня родила,
Англия меня приняла,
Галлия меня обучила,
Кельн меня хранит.

Современники Иоанна удостоили его титула Doctor Subtilis, то есть Тонкого, или Изощренного Доктора, имея в виде необычайную глубину и тонкость его мысли.

Основные произведения:

«Оксфордское сочинение»
«О Первоначале»
«Вопросы метафизики», комментарии к логическим произведениям Аристотеля.
Основные идеи:

Вера и разум

Теология и философия, по мнению Тонкого Доктора, обладают определенным внутренним единством, так как дают человеку знание о Боге. Различие между «нашей теологией» и «нашей метафизикой» обусловлено несовершенством человеческого разума в его нынешнем состоянии; истинным же знанием о Самом Себе обладает только Бог.
Цель метафизики — познание Бога как Сущего, а цель теологии — практическая: научение любви к Богу и через это — спасение души. Практическим Дунс Скот называет то знание, которое являет собою норму и правило для жизни.

Бюст Иоанна Дунса Скота

Бюст Иоанна Дунса Скота в городском парке г.Данса, возведен в 1966г.

 

О Боге

В отличие от творения, которое является конечным сущим, Бог, по мнению Иоанна Скота, — Бесконечное Сущее. Бесконечность Бога здесь понимается не пространственно, т.е. как бесконечную величину, но как бесконечное совершенство и бесконечное величие, как максимальную полноту всех положительных свойств, включая свойство существования. Доказательство существования Бога как Бесконечного Сущего лежит в основе метафизики Скота.

О познании Бога

По Дунсу Скоту, метафизика, которая занимается изучением природы сущего, включает в себя познание Бога как Сущего. При этом понятие «сущего» относительно Бога и его творений должно иметь один и тот же смысл (унивокация), ибо в противном случае, то есть при познании по аналогии, любое утверждение или отрицание о Боге произвольно и не дает никакого знания о нем. Тем не менее, это не исключает различия между Творцом и творениями: Бог и его создания различаются в своих выраженных реальностях.

Теория познания

Всякое знание возникает из взаимодействия познаваемого объекта и познающего ума. Необходимо отличать абстрактное и интуитивное познание. Иоанн Скот называет интуитивным непосредственное знание о существовании той или иной вещи, когда с умом взаимодействует непосредственно сама индивидуальная вещь, здесь и теперь, единовременно и целиком. Знание о сущности вещи, о том, что она собой представляет, он определяет как абстрактное. В случае абстрактного познания разум опирается на умопостигаемые формы, представляющие «общую природу» вещи.

О материи и форме

В теории Дунса Скота всякое конечное сущее состоит из формы и материи. Причем при соединении формы с материей первая совершенствует, или осуществляет, вторую: потенциально существовавшая вещь начинает существовать актуально. Форма стремится к материи и наоборот. При этом возможно, что вещь не осуществилась полностью и находится в потенции для дальнейшего совершенствования за счет привхождения различных форм. Этим объясняются все изменения, которые происходят в универсуме.

Принцип индивидуации

Всякая единичная вещь состоит из общей природы и ограничивающей ее «этовости». Именно «этовость» делает вещь индивидуальной, отличной от прочих вещей этого вида. Индивидуальное, согласно Дунсу Скоту, представляет собой качественное своеобразие, неповторимое единство материи и формы, сущности и существования. «Этовость» как «окончательная» форма связывает все другие внутренние формы вещи, сообщая ей законченную определенность и полноту конкретного бытия.

О личности

В связи с понятием индивидуальности Иоанн Дунс Скот формулирует свое понимание личности, ее неповторимого существования, которое она не может разделить ни с кем другим: «Для персональности требуется предельное одиночество». Шотландец доказывает, что в «несообщаемости» личности есть нечто позитивное – ее полная автономия и внутренняя свобода. Это возлагает на личность всю ответственность за тот или иной выбор способа своего существования. Личность, будучи метафизически одинокой, несет ответственность за свои поступки только перед Богом и перед своим разумом.

О свободе воли

У Дунса Скота главными составляющими сущности человека, созданного по образу и подобию Божию, являются воля и разум. Но разум «человека-странника», в отличие от Божественного, ограничен, тогда как воля человека в любом состоянии обладает всей полнотой свободы.

Поскольку воля, как и разум, формально тождественна с человеческой сущностью, то отсюда следует, что «только сам человек направляет действия своей воли, а поэтому и несет за них всю ответственность».

О цели человека

Целью каждого человека является счастье, причем не абстрактное, но конкретное. Ничто конечное и изменчивое не дает человеку прочного и подлинного счастья. Или единого для всех людей счастья нет, или эта наивысшая, последняя цель человека, которая только одна и приносит подлинное блаженство, имеет сверхъестественный характер. Тонкий Доктор считает, что последняя цель — сам Бог, а единственный путь к Богу — любовь-действие, любовь-самопожертвование.

Блаженный Иоанн Дунс Скот

Блаженный Иоанн Дунс Скот («Доктор тонкий»)

Цитаты

Господи! Помоги мне, ищущему такого полного знания об истинном Бытии, которое есть Ты, какого только может достигнуть наш естественный разум, начиная с «Сущего», которым ты именовал Себя.

•••

Воистину, Господи, Ты создал все упорядоченным в мудрости, так что для любого интеллекта представляется разумным, что всякое сущее упорядочено.

•••

Бог в частном и особенном, то есть, «как эта сущность сама по себе», естественным образом человеком в этой жизни не познается.

•••

Господи, Боже наш… Ты — Первое Производящее, Ты — Последняя цель, Ты — высший в совершенстве, превосходящий все остальное.

•••

Разум не может сомневаться, что Бог — сущее, даже сомневаясь, конечен он или бесконечен, сотворен или не сотворен; к Богу применимо понятие сущего, которое отлично от понятий конечного и сотворенного, ибо оно само по себе нейтрально…

•••

Бог и творение не полностью и совершенно отличны в своих понятиях, но всецело отличны в реальности, поскольку в метафизическом смысле они не имеют ничего общего.

•••

Воля по природе ничего не хочет первично и ради самой себя, кроме последней цели, а, следовательно, все другое она хочет не в первую очередь, но в порядке отношения к этой цели…

•••

Воля необходимо и неизменно всеми силами стремится к блаженству, и что касается необходимости, это ясно, ибо, если устранить эту наклонность воли, устранится и сама ее природа.

Литература:

1. Д. Антисери и Дж. Реале, «Западная философия от истоков до наших дней», Изд-во «Пневма», СПб, 2001.
2. Блаженный Иоанн Дунс Скот, «Избранное», Изд-во Францисканцев, М., 2001.
3. Блаженный Иоанн Дунс Скот, «Трактат о Первоначале», Изд-во Францисканцев, М., 2001.
4. Антология мировой философии в 4-х томах, т.1, часть 2, «Мысль», М., 1969.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники