Мы в соцсетях:

  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube

Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:


Электронная библиотека философа Александрия

Популярные записи:

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1543-1600)

Итальянский философ, ученый, поэт. Сторонник идей Коперника и Николая Кузанского. Учил, что Бог присутствует во всем, и задание человека — познание божественного в себе и в Природе. Доказывал бесконечность Вселенной и неисчислимость миров. Прожил очень активную и плодотворную жизнь. За свои убеждения был сожжен на костре Инквизицией.

Биография

Джордано Бруно - итальянский философ, ученый, поэт.

Джордано Бруно — итальянский философ, ученый, поэт.

Джордано Бруно родился в итальянском городке Нола в 1543г. При рождении получает имя Филиппо. Имя Джордано, с которым он и известен миру, монашеское. Молодой Филиппо получает его, когда становится монахом в монастыре Сан-Доминго. В это заведение он поступает в семнадцатилетнем возрасте и пребывает в лоне церкви 10 лет — с 1566 по 1576. За это время Бруно много учится: изучает произведения богословов, античных философов, огромное влияние на него оказывают труды Н. Кузанского. Бруно ищет ответ на вопрос: «Что такое Истина?» Он не находит его в церковных догмах, а утверждение в духе «Сие происходит непостижимым образом» его абсолютно не устраивает. Со временем у него формируется свое мировоззрение, и он не боится выражать свои взгляды, свои мысли, чем вызывает ненависть со стороны служителей церкви. В 1576 на него поступает донос с обвинениями в ереси. Чтоб избежать неминуемого ареста, Бруно снимает монашескую рясу и отправляется в путешествие по Европе. За время этого странствия, которое длилось всю его жизнь, философ посещает такие города: 1577 — Женеву, потом Тулузу, 1579 — Париж, 1583 — Лондон, 1585 — вновь Париж, 1586 — Марбург.

Дальше — Виттенберг, Прага, Гельмштедт, Франкфурт-на-Майне, Цюрих. В 1592 году он возвращается в Италию и живет несколько месяцев в Венеции, а затем в Падуе.
В этих путешествиях Бруно смело отстаивает свои позиции. Находит сторонников, но еще больше врагов. Везде стремится к широким аудиториям, к публичным выступлениям, диспутам, и везде после нескольких лекций ему отказывают, где под благовидными предлогами, а где и с прямыми угрозами.
После возвращения Бруно в Италию его предает собственный ученик — Мочениго. Собрав компрометирующий материал против Бруно и обвинив его в неисполнении обещания научить магии, он передает философа в руки Инквизиции.
22 мая 1592 года — арестован Инквизицией и в январе 1593 года отправлен в Рим, где 7 лет находится в тюрьме, но и под пытками не отрекается от своих взглядов.
17 февраля 1600 года был сожжен на Кампо де Фиори (площади Цветов) в Риме как еретик. При вынесении приговора о казни Бруно произносит слова в духе Сократа: «Вы с большим страхом произносите приговор, чем я его выслушиваю».

Главные произведения

«Про причину, начало и Единое» (1584)
«Про бесконечность Вселенной и миров» (1584)
«Изгнание торжествующего зверя» (1584)
«О героическом энтузиазме» (1585)

Памятник Джордано Бруно в Риме

Памятник Джордано Бруно в Риме на Кампо деи Фиори, месте его казни

Основные идеи:

Представления о Боге
Способ постижения Бога Джордано Бруно можно назвать пантеистическим. Согласно такому подходу, вся природа сакральна. Представление о Боге можно получить, созерцая природу, поскольку Бог присутствует во всем, что нас окружает. Он находится во всем, что воспринимается нами, и во всем, что лежит за гранью нашего восприятия.
Волю Бога, по мнению Бруно, необходимо искать в «неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство…».
Таким образом, объектом философии Ноланца, как называет себя Бруно, становится созерцание единства природы.
Бруно считал, что если религия опирается только на догматы, то это убивает разум, не приносит человеку ожидаемого покоя. Исполненный надежды на будущее, он видел впереди возможность появления некоторой философской религии, которая бы заменила все культы и объединила человечество.

Представления о Вселенной
Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна и существует бесчисленное количество миров.
Воображение Бруно рисует те дали, существование которых с математической точки зрения подтверждает, причем не полностью, только наука ХХ века. О нашей Солнечной системе он образно говорит как о маленьком атоме, развивающемся и продвигающемся среди бесконечного числа ему подобных, внутри великого живого организма — нашей Вселенной, не имеющей ни начала, ни конца. Наша Вселенная состоит не только из клеток — галактик, но также из множества параллельных миров, постоянно трансформирующихся; в них проявляется бесконечное количество форм жизни и принципов эволюции.
«Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать помимо этого мира другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявляю, что существуют бесконечные миры, подобные миру земли».

Идея бессмертия души
Бруно считал, что души бессмертны и являются самостоятельными сущностями. Его рассуждения были такими:
«Поскольку душа может обладать бытием без тела и небытием в теле, она может таким же образом, как она находилась в одном теле, находиться и в другом, переходя из одного тела в другое».
«Я полагаю, что душа, подобно тому, как она находится в одном теле и является самостоятельной сущностью вне этого тела… может находиться и в другом теле, и придать другому телу, имеющему пассивные свойства, бессмертную природу».

Учение о познании
Познание, по Бруно, — процесс неисчерпаемый, как и сама Вселенная.
Движущей силой познания Бруно считал любовь к Истине. Он отождествляет ее с Богом, Единством, поэтому не может отречься от осознанной им Истины, ибо «истина истине не может противоречить».
В процессе познания, руководствуясь любовью к Истине, человек отвоевывает свою божественную природу у Зверя, зажигая огонь в своей душе:
«Всякая любовь (если она героическая, а не чисто животная, именуемая физической и подчиненная полу, как орудию природы) имеет объектом Божество, стремится к Божественной красоте, которая прежде всего приобщается к душам и расцветает в них… Любовь — это огонь, зажигающий душу…»
Джордано Бруно открыл путь к звездам, бестрепетно воззвав людей из-под власти Зверя на межзвездную дорогу.

Портрет Джордано Бруно (гравюра начала XVIII века)

Портрет Джордано Бруно (гравюра начала XVIII века)

 Цитаты

«Я не считаю, что меня что-либо может связать, так как убежден, что не хватило бы никаких веревок и сетей, которые смогли бы меня опутать какими бы то ни было узами, даже если бы с ними, так сказать, пришла сама смерть. Равно не считаю я себя и холодным, так как для охлаждения моего жара, думается, не хватило бы снегов Кавказских или Рифейских гор.» [2]

•••

«Чем более прекрасным и ярким будет солнце само по себе, тем более ненавистным и особенно неприятным оно будет для глаз ночных сов.»[1]

•••

«В наше время благородные умы, вооруженные истиной и освещенные божественнной мыслью, должны быть в высокой мере бдительны, чтобы взяться за оружие против темного невежества, поднимаясь на высокую скалу и возвышенную башню сознания. Нужно принимать и всякие другие меры против низкого и пустого.» [2]

•••

«Бог есть бесконечное в бесконечном: он находится во всем и повсюду, не вне и не над, но в качестве присутствующего, подобно тому как нет сущности вне и над сущим, нет природы вне природных вещей, блага — вне благого.»

•••

«Воля, которая устремляется к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.»

•••

«Если во всем обращать внимание на опасности и дурные последствия вовек не сделаешь ни одного хорошего, превосходного труда.»

•••

«Важно, чтобы стремились все, чтобы всякий делал в меру своих возможностей, потому что героический дух довольствуется скорее достойным падением или честной неудачей в том высоком предприятии, в котором выражается благородство его духа, чем успехом и совершенством в делах менее благородных и низких. Нет сомнения, что лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф.»

 

Литература:

1. Бруно Дж. О принципе, начале и едином . — Минск,1999
2. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. — К.: Новый Акрополь, 1996.
3. Бруно Дж. О безмерном и неисчислимых. 160 тезисов / Горфункель А.Х. Джордано Бруно. — М.,1965
4. Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно / Дж. Бруно Избранное. — Самара: Агни, 2000
5. Джордано Бруно — философ, мистик и пророк грядущих времен.- М.: Новый Акрополь, 1996.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники