Мы в соцсетях:

  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube

Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:


Электронная библиотека философа Александрия

Популярные записи:

Египетский храм — священное пространство

Египетский храм — священное пространство, которое представляет собой идеальную картину мира, где царит строго определенный порядок, космос. Он отделялся от окружающего «несвященного» пространства для защиты и сохранения священного места и проявлялся как в самой структуре храма, так и в этапах его строительства.

Древний Египет. Храм Хонсу в Карнаке

Древний Египет. Храм Хонсу в Карнаке

Строительство храма начинается со святилища, символизирующего первозданный холм, который поднимается из вод праматерии. Эти изначальные воды часто обозначали основание фундамента храма.

Потолок святилища и других закрытых частей храма является символом неба, представленного звездами, зодиакальными рельефами и изображениями священных птиц.

Колонны храма олицетворяют жизнь, развитие и трансформацию, отраженную в образах цветов с раскрытыми и закрытыми бутонами-капителями.

Стены храма, отделяющие внутреннее пространство от внешнего мира, увенчаны карнизом в виде согнутых стеблей тростника и папируса. Это еще один аспект защиты, напоминающий о зарослях, где богиня Исида укрывала от опасностей младенца Хора.

Пилоны и врата храма, по мнению исследователя Р. Уилкинсона, изображают две горы горизонта, между которыми поднимается солнце, представленное рельефом с крыльями.

Ян Ассман ссылается на тексты Нового царства, в которых утверждается, что храм есть «образ небесного горизонта», место, где земля соприкасается с небом.

Храм Амона в Карнаке. План-реконструкция

Храм Амона в Карнаке. План-реконструкция

 

Древнеегипетский храм представляет собой модель пути, где каждая часть отражала определенный этап подготовки человека к встречи с Божественным. Этому активно способствовали средства изобразительного искусства и архитектуры, которые были не только выражением эстетических идей, но и имели глубокий философско-мистический смысл.

В Фивах, как и во всем Египте, эти семь принципов были представлены и в основных характеристиках храмов. И поскольку храмы были одновременно пристанищами богов, а также людей, которые хотели вновь стать богами, планы этих сооружений были сходными. Внешние части храмов служили иным целям: они были местом, где собирались верующие, принимающие участие в обрядах; степень их участия зависела от отмечавшегося праздника.

Мы не можем на примере какого-либо одного храма объяснить символику его частей, ибо многочисленные перестройки и ремонты, которым подверглись за тысячелетия эти грандиозные сооружения, могут внести сумятицу. Поэтому в качестве примера возьмем фиванский тип храма в его упрощенном варианте, который соответствует сущности и характеру первоначального проекта.

Являясь образом Вселенной и человека, египетский храм имел семь основных частей:

Дорога, ведущая к храму

Дорога, ведущая к храму

Дорога, ведущая к храму, — аллея, вдоль которой иногда стояли сфинксы, иногда солнечные бараны или просто каменные глыбы. Они олицетворяли физическое начало, показывая своим постоянством и сосредоточенностью, каким должен быть путь, ведущий к храму.

Пилоны храма

Пилоны храма

Один или несколько пилонов. Они представляли двери, которые одновременно соединяют и разъединяют человеческий мир и мир божественного; это подступы к Священному.

Открытый дворик храма

Открытый дворик

Открытый дворик, окруженный многочисленными колоннами, на которых были высечены и расписаны сцены из жизни, со всеми ее переживаниями, с победами и поражениями.

Гипостильный зал храма

Гипостильный зал храма

Гипостильный зал, обычно небольшой и уединенный. Здесь игра света и тени отражала двойственность человеческого сознания и переход от внешнего к внутреннему. Зал заканчивался стеной с маленькой дверкой. За ней начинался Мир Таинств.

Зал Ладьи (барки)

Зал Ладьи (барки)

Зал Ладьи, где хранилась ритуальная ладья. Она переносила в другое измерение, и поэтому в зале больше нет великолепия проявленной жизни. Часто ладья была прикрыта полупрозрачным покрывалом, а вокруг нее курились фимиам и благовонные смолы, создавая ощущение изменчивых вод.

Святилище, инициатическая крипта

Святилище, инициатическая крипта

Святилище, инициатическая крипта. Здесь находилась статуя божества. Это священное место, где высшими жрецами храма совершались тайные обряды, давались обеты служения Богу.

Отверстия в потолке храма

Отверстия в потолке храма

Отверстия в потолке, обычно выполненные в форме воронки и расположенные в особом порядке, позволяли лучам солнца в разное время дня освещать изображения разных богов или определенные участки пола, освещая скрытые знаки на полу.

Эта основная схема дополнялась различными часовенками и маленькими храмами. Существовали также подземные лабиринты и другие небольшие храмы, расположенные на террасах основного храма. Картину дополняли священные озера, сады и обелиски, вершины которых были покрыты электрумом (неизвестный сейчас сплав серебра и золота).

Заслуживают особого упоминания библиотеки, находившиеся в храмах и прилегающих сооружениях. Там не только записывались исторические факты, но тщательнейшим образом фиксировались все природные феномены. На стенах и потолках храмов содержится огромное количество астрономических, магических, теологических и других сведений.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники