Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Основные черты индийской философии.
Часть 4. Место авторитета и разума в индийской философии

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Введение.

Ответы на такие философские вопросы, как, например: «Какова причина мира?», «Существует ли Бог?», — не могут быть получены благодаря наблюдению. Чтобы отыскать ответы, совместимые с истинами, уже установленными нашим опытом, философ должен применить воображение и разум.

Некоторые философы считают, что философия должна основываться на обычном, нормальном опыте, т.е. на истинах, которые открыты учеными и признаны людьми.

Джантар-Мантар — обсерватория, построенная в 1727–1734 гг. раджпутским махараджей Савай Джай Сингхом в Джайпуре.

Джантар-Мантар — обсерватория, построенная в 1727–1734 гг. раджпутским махараджей Савай Джай Сингхом в Джайпуре.

Другие мыслители считают, что в отношении вопросов о Боге, о состоянии освобождения и т.п., мы не можем получить правильной идеи из нашего обычного опыта. В этом случае философия зависит от опыта тех немногих святых пророков и мудрецов, которые непосредственно постигли сакшаткару, или даршану, или нечто подобное им. Поэтому, по мнению этих философов, основу философии составляют авторитет или свидетельства заслуживающих доверия лиц и священных писаний.

Из этого вытекает две точки зрения философов:

  1. У одних философов разум следует за обычным опытом;
  2. У других — за авторитетом.

Каковы бы ни были основы, разум является инструментом философских теорий.

Индийскую философию часто упрекают в том, что её теории основываются не на самостоятельном рассмотрении, а на авторитете. Однако такое обвинения явно несправедливо. Эта критика может иметь отношение главным образом к двум системам — мимансе и веданте. Хотя эти системы исходят из авторитета вед, их теории подкрепляются столь вескими самостоятельными аргументами, что если даже убрать их опору — авторитет, они все же будут прочно стоять и выгодно отличаться от некоторых теорий, основывающихся исключительно в самостоятельном размышлении.

Человек не может чувствовать себя удовлетворенным до тех пор, пока не удовлетворен его разум.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники