Философия для поиска смысла жизни

Философия для поиска смысла жизни

Программа обучения включает сравнительное изучение традиций, религий, философских взглядов Востока и Запада. Философия, которую мы предлагаем - это не только исследование, но, прежде всего, образ жизни.
Культура для эстетического развития

Культура для эстетического развития

Предлагаем разнообразные проекты в сфере культуры: лекции, выставки ,курсы творческого развития, мастер-классы по прикладному искусству, литературные вечера и концерты.
Волонтерство для развития альтруизма

Волонтерство для развития альтруизма

В сфере волонтерства предлагаем действенную помощь, в первую очередь - участие в социальных и образовательных и экологических проектах.
Курс лекций по философии в Минске

Курс лекций по философии в Минске

Предлагаем курс лекций по философии, цель которого — помочь человеку лучше понять самого себя и мир, наладить более гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми.
Мы предлагаем философию для жизни!

Мы предлагаем философию для жизни!

Обучение у нас включает лекционную часть, а также беседы за чашкой кофе и совместные социальные проекты, как часть воплощения на практике советов мудрецов.

Приглашаем на курс лекций «Философия для жизни» в Минске

Мы в соцсетях:
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Франциск Скорина — выдающийся деятель белорусской культуры XVI в

Франциск Скорина (1490–1552)

«Каждый человек, имея разум — познает». Скорина

Скорина Франциск Лукич (белор. СкарынаФранцыск (Францішак) Лукіч ) — выдающийся деятель белорусской культуры XVI в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания.

Учёный, писатель, переводчик, художник, доктор философии и медицины, поэт и просветитель.

Родился 24 апреля 1490 года (526 лет назад) в Полоцке (Великое княжество Литовское) в семье купца Луки. Мнений о точной дате, да и даже годе его рождения много. Первоначальное образование получил в Полоцке.

Скорина Франциск Лукич

Скорина Франциск Лукич

В 1504 году становится студентом Краковского университета — точная дата неизвестна, но есть запись, что сумма в 2 гроша, внесенная «абитуриентом» Франциском.

В 1506 году Скорина заканчивает факультет «семи вольных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) со степенью бакалавра, позже получает звание лиценциата медицины и степень доктора «вольных искусств», о чём свидетельствует четкая актовая запись: «Франциск из Полоцка, литвин».

1506 – 1512 учился в Кракове на факультете медицины. Возможно, ещё в Кракове, где существовало несколько латинских типографий, зародилась у Скорины великая мечта «тиснуть» книги Библии на родном языке, сделать доступными для своих земляков, чтобы сами «люди посполитые» могли познавать и совершенствовать реальную жизнь.

5 ноября 1512 г. — прибыл в Падую для получения степени доктора медицины. О чём свидетельствует актовая запись университета, датированная 5 ноября 1512 года: «…прибыл некий весьма учёный бедный молодой человек, доктор искусств, родом из очень отдалённых стран, возможно, за четыре тысячи миль и более от этого славного города, для того, чтобы увеличить славу и блеск Падуи, а также процветающего собрания философов гимназии и святой нашей Коллегии. Он обратился к Коллегии с просьбой разрешить ему в качестве дара и особой милости подвергнуться милостью божьей испытаниям в области медицины при этой святой Коллегии. Если, Ваши превосходительства, позволите, то представлю его самого. Молодой человек и вышеупомянутый доктор носит имя господина Франциска, сына покойного Луки Скорины из Полоцка, русин».
Скорина прошел пробные испытания, а 9 ноября блестяще сдал особый экзамен и получил знаки медицинского достоинства.Позднее он сам себя всегда именовал «… в науках и лекарстве учитель», «в лекарских науках Доктор», «учёный» или «избранный муж». На стенах «зала сорока» Падуанского университета нарисованы фресковые портреты сорока его величайших выпускников, среди которых, второй после Галилео Галилея, — портрет Скорины.

Между 1512 и 1517 годами Скорина появляется в Праге, где основывает типографию — заказывает печатное оборудование. Меценатами Скорины были Богдан Онков, Якуб Бабич, а также князь, воевода трокский и великий гетман литовский Константин Острожский.
Приступает к переводу и комментированию книг Библии. Так было положено начало белорусскому и восточнославянскому книгопечатанию.

Первая книга, которую Скорина «повелел… тиснути рускыми словами, и словенскым языком», — «Псалтырь» — вышла в свет 6 августа 1517 г. За неполные три года Скорина перевёл, прокомментировал и издал 23 книги «Библии», каждая из которых начиналась «предословием», или «сказанием», и заканчивалась «послесловием» (калафоном).

Восхищает оформление книг Скорины

Восхищает оформление книг Скорины

Изданная Скориной Библия в его переводе на старобелорусский язык — уникальное явление. (Западнору́сскийязы́к — официальный письменно-литературный язык Великого княжества Литовского с XIV века по 1696 год. В его основу легли западнорусские народные диалекты древнерусского языка («старобелорусский» и «староукраинский»), а также элементы церковнославянского и польского языков).
Написанные им предисловия и послесловия запечатлели необычное для той эпохи развитое чувство авторского самосознания, патриотизма, дополненное несвойственным для древнего мира, но характерным для христианина чувством историзма, осознанием неповторимости каждого события жизни.

Предисловия для белорусской словесности того времени были новым, фактически светским жанром. С их помощью Скорина руководит восприятием читателей, подсказывает им, что в каждой книге является основой содержания, как это содержание излагается, как нужно читать, чтобы понять не только описание внешних событий, но и внутренний смысл — подтекст. Уже в заглавии Скорина утверждает, что «бивлия руска» должна служить «богу ко чти и людем посполитым к доброму научению». Это означало, что он отделяет богослужебное, конфессиональное предназначение книги от просветительского. Вычленив просветительскую функцию книги, назвав её самостоятельной, Скорина продемонстрировал новый, гуманистический подход, которого придерживались передовые мыслители его времени, просветители и учёные-гуманисты.

Восхищает и оформление книг Скорины. В первую белорусскую Библию издатель включил почти полсотни иллюстраций. Многочисленные заставки, иные декоративные элементы, гармонирующие с версткой страниц, шрифтом и титульными листами. В его пражских изданиях — множество орнаментальных украшений и около тысячи графических инициалов. Позже, в изданиях, выпускаемых на родине, он использовал таких инициалов более тысячи.

На титульном листе Библии изображена, как считают исследователи, печать (герб) Скорины как доктора медицины. Основное содержание этого образа «Луна Солнечная» — получение знаний, физическое и духовное лечение человека. Образ месяца отображает профиль самого первопечатника.
Рядом с гербом находится знак «весы», который образовывается буквой «Т», что означает «микрокосмос, человек», и треугольником «дельта» (Δ), который символизирует ученого и вход в Царство знаний.

На титульном листе Библии изображена, как считают исследователи, печать (герб) Скорины как доктора медицины.

На титульном листе Библии изображена, как считают исследователи, печать (герб) Скорины как доктора медицины.

Уникальность первой белорусской Библии также в том, что издатель и комментатор поместил в книгах сложный по композиции и символическому смыслу свой портрет.
По мнению некоторых исследователей в символических гравюрах зашифрована догадка о гелиоцентрической системе. Странного в этом ничего нет: у Скорины много общего с Николаем Коперником: примерно в одно и то же время они учились в Польше, находились в Италии, оба изучали медицину и вполне возможно что и встречались. Но главное не в этом. Скорина и Коперник являются основоположниками нового времени, они оба были порождением одной и той же духовно-исторической среды, поэтому мнение исследователей об упомянутой гравюре имеет право на существование. Наличие этих нововведений — единственный случай за всю историю издания библии в Восточной Европе.

В 1520 году переезжает в Вильню и основывает первую типографию на территории Великого княжества Литовского (ВкЛ).
В ней Скорина издаёт:
— «Малую подорожную книжку» (1522 год) — сборник религиозных и светских произведений от «Псалтыри» до «Соборника». В ней были отмечены весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния, вычислены пасхальные праздники, даты затмений Солнца и Луны. Книга была адресована людям духовного и гражданского сословий, которые по роду своей деятельности должны были часто путешествовать и в дороге получать конфессиональную и астрономическую информацию, а при необходимости вспоминать слова молитв и псалмов.
— «Апостол» (1525 год) — его последняя книга.

Изданная Скориной Библия в его переводе на старобелорусский язык - уникальное явление.

Изданная Скориной Библия в его переводе на старобелорусский язык — уникальное явление.

Скорина много путешествует по Европе. Он наведывается в Виттенберг к основателю немецкого протестантизма Мартину Лютеру, который как раз в это время (1522-1542) переводил на немецкий язык и издавал протестантскую Библию. К тому же, он был доктором теологии, а Скорина глубоко интересовался социально-правовыми, философскими и этическими проблемами в контексте библейского учения. Однако сближения между ними не состоялось. Более того, Лютер заподозрил в Скорине католического миссионера.
Примерно в это же время Скорина побывал в Москве с просветительской миссией. Вероятно, он предложил свои книги и услуги как издателя и переводчика. Однако по приказу московского князя был изгнан из города, а привезенные им книги публично сожжены как «еретические», поскольку были изданы в католической стране. Не вызывает сомнения, что часть из них все же сохранилась. Но влияние белоруса Скорины на формирование русского языка в большей мере произошло позже — посредством издания книг в Московии И. Федоровым и П. Мстиславцем, которые использовали в своей работе труды Скорины.

В 1525 году умирает один из спонсоров виленской типографии Юрий Одверник, и издательская деятельность Скорины останавливается. Он женится на вдове Одверника Маргарите (скончалась в 1529 году, оставив маленького ребенка). Спустя несколько лет один за одним умирают другие меценаты Скорины — виленский бурмистр Якуб Бабич (в доме которого и была типография), затем Богдан Онков, а в 1530 году году и трокский воевода Константин Острожский.

В 1529 году последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский пригласил для книгоиздательского дела в Кёнигсберг Франциска Скорину. Пишет сам герцог: «Не так давно приняли мы прибывшего в наше владение и Прусское княжество славного мужа Франциска Скорину из Полоцка, доктора медицины, почтеннейшего из ваших граждан как нашего подданного, дворянина и любимого нами верного слугу. Далее, поскольку дела, имущество, жена, дети, которых у вас оставил,— отсюда его зовут, то, отъезжая туда, покорнейше просил нас, чтобы письмом нашим поручили Вашей опеке…».

В 1529 году умирает старший брат Франциска Скорины Иван, кредиторы которого выставили имущественные претензии самому Франциску (видимо, отсюда и спешный отъезд с рекомендательным письмом герцога Альбрехта). Итак, Скорина в Кёнигсберге не задержался и через несколько месяцев вернулся в Вильню, забрав с собой печатника и иудея-лекаря. Цель поступка неизвестна, но «краже» специалистов обиделся герцог Альбрехт и уже 26 мая 1530 года в письме к виленскому воеводе Альберту Гоштольду требовал вернуть этих людей герцогству.

5 февраля 1532 года кредиторы покойного Ивана Скорины, обратившись с жалобой к великому князю и королю Сигизмунду I, добиваются ареста Франциска за долги брата под предлогом того, что Скорина будто бы скрывает унаследованное от покойного имущество и постоянно переезжает с места на место (хотя на самом деле наследником был сын Ивана Роман, а вот насчет частых переездов кредиторы, скорее всего, не соврали). Несколько месяцев Франциск Скорина просидел в познаньской тюрьме, пока его племянник Роман не добился встречи с королем, которому объяснил дело.
24 мая 1532 года Сигизмунд I издает указ об освобождении Франциска Скорины из тюрьмы. 17 июня познаньский суд окончательно решил дело в пользу Скорины.

Уникальность первой белорусской Библии

Уникальность первой белорусской Библии также в том, что издатель и комментатор поместил в книгах сложный по композиции и символическому смыслу свой портрет

21 и 25 ноября 1532г король Сигизмунд, разобравшись с помощью епископа Яна в деле, издает две привилегированные грамоты (привилеи), по которым Франциск Скорина не только признаётся невиновным и получает свободу, но и всевозможные льготы — защиту от любых судебных преследований (кроме как по королевскому предписанию), защиту от арестов и полную неприкосновенность имущества, освобождение от повинностей и городских служб, а также «от юрисдикции и власти всех и каждого в отдельности — воевод, каштелянов, старост и прочих сановников, врядников и всяких судей».

В 1535 года Скорина переезжает в Прагу, где занимает должность медика и садовника чешского короля Фердинанда I Габсбурга в королевском замке на Градчанах. Новая должность выглядела повышением в ранге недавнего врача и секретаря виленского епископа. Чешские исследователи и некоторые иностранные историки архитектуры опровергают версию о занятии Скорины садоводством. Они полагают, что «сад на Граде» был заложен приглашенными из Италии Джованни Спацио и ФранческоБонафорде. Версию о садовнической деятельности Скорины могла породить близость по созвучию и написанию имён Франциск и Франческо. При этом ссылаются на переписку Фердинанда I с Богемской палатой, в которой упоминается «мастер Франциск», «итальянский садовник», получивший расчёт и уехавший из Праги около 1539 г. Нельзя исключать возможность совмещения Скориной должностей медика и садовника после отъезда Франческо Бонафорде. По некоторым архивным данным Скорина в Праге специализировался на разведении цитрусовых и трав для врачевания, готовить собственные лекарства из растений ботанического сада и лечить коронованных особ.

Пражские годы жизни Скорины прошли относительно спокойно. Он оставался в Праге до самой смерти, точная дата которой также не установлена. Большинство учёных предполагают, что Скорина скончался не позднее 29 января 1552.

По решению ЮНЕСКО (1970) Скорина вместе с М. Ломоносовым, А. Пушкиным, Т. Шевченко, Я. Купалой и др. был внесён в список выдающихся деятелей славянской культуры, юбилей которых широко отмечают во всём славянском мире.

Скорина был и оригинальным мыслителем, и талантливым писателем, плодотворным публицистом и усердным переводчиком, изобретательным художником и деловым человеком — первопечатником.

***
Кратко о книгопечатании

Книгопечатание было изобретено дважды:
— в Китае;
— в средневековой Европе.
В Китае книгопечатание изобретено в 581 году н. э., а по китайским источникам — между 936 и 993 годами.
Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году.

Штучная печать
Техника штучной печати для воспроизведения текста, рисунков и изображений широко использовалась по всей Восточной Азии.
— Возникла в Древнем Китае как метод печати на текстиле, а затем и на бумаге. Самые ранние сохранившиеся образцы, напечатанные на ткани, являются китайскими и датируются не позднее 220 года н. э.
— Ближайшие по времени западные образцы относятся к IV веку и принадлежат Древнему Египту эпохи римского правления. Ксилография, названная по-арабски «тарш», была развита в арабском Египте в IX—X столетиях, применяясь главным образом, для молитв и письменных амулетов.
Ксилография – в основном деревянные – вырезаются ножом символы на дереве, глине – и трафаретным способом краска накладывается на бумагу или ткань.
— Впервые в христианской Европе методика оттиска на ткани появилась около 1300 года. Изображения, оттиснутые на ткани для религиозных целей, могли быть довольно большими и сложными, и когда бумага стала относительно легко доступной, около 1400 года, тут же получили распространение небольшие гравюры на религиозные темы и игральные карты, напечатанные на бумаге. Массовое производство печатной бумажной продукции началось примерно с 1425 года.

Наборный шрифт

Типография времен Гутенберга

Типография времен Гутенберга

История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.
— Между 1041 и 1049 годами китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины, но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография, так как в китайской письменности тысячи иероглифов и поэтому изготовление наборного шрифта было слишком трудоемким.
— В Корее времён династии Корё в 1377 году с помощью подвижного шрифта из металла была напечатана книга «Антология учения великих монахов об обретении духа Будды с помощью практики Сон Пэгуна Хвасана» (Чикчи).
— В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу. Иоганн Ментелин в Страсбурге, имевший типографию уже в 1458 году, и Пфистер в Бамберге, считавшиеся ранее первыми печатниками, должны быть признаны учениками Гутенберга. Почти все западноевропейские народы оспаривали у немцев честь изобретения книгопечатания. Наиболее убедительно отстаивали свои притязания голландцы, ссылающиеся на изобретение книгопечатания Лоренсом Янсзооном Костером.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники