Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Краткий обзор систем.
Часть 9. Система джайнизма

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Введение.

Происхождение джайнизма относится к далеким доисторическим временам. Эта вера передавалась потомству через посредство 24-х проповедников джайнизма (тиртханкаров), последним из которых был современник Гаутамы Будды — Вардхамана (он величался также Махавира).

Тиртханкары — «создатели переправы», «те, кто нашёл и показал путь к спасению»).

Приверженцы системы джайнизма отвергают точку зрения чарваков, считающих восприятие единственно достоверным источником познания. Они так же допускают в качестве источников достоверного познания логические выводы и свидетельства.

Тиртханкары джайнов, высеченные на стенах форта Гвалиора

Тиртханкары джайнов, высеченные на стенах форта Гвалиора

Согласно системе джайнизма, только основываясь на авторитете учения всеведущих, достигших освобождения святых (джинов или тиртханкаров), мы можем получить безошибочное знание по некоторым религиозным вопросам, которые не могут быть раскрыты нашим ограниченным чувственным восприятием и рассуждением.

Восприятие раскрывает реальность материальных субстанций. А путем выводов философы джайнской школы приходят к убеждению о наличии пространства (акаша) и о наличии времени (кала). Они убеждены, что существуют причины движения и покоя, ибо без них невозможно объяснить движение и прекращение движения в вещах. Восприятие, а равно и вывод говорят также о существовании душ во всех живых телах.

Всё живое, каждая вещь обладают душой.

Существование души может быть выведено также на том основании, что материальные субстанции не могли бы сами по себе сформироваться в живое тело, если бы не было сознательно действующей и руководящей ими силы. Душа, по мнению джайнистов, есть не только у животных, но и у растений, даже у пылинок. Души обладают не одинаковой степенью сознательности.

Человек и некоторые высшие животные обладают пятью чувствами, посредством которых они познают вещи. Однако душа, живущая в теле, ограничена в возможностях познания; она ограничена также в силе и подвержена всем видам страданий. Тем не менее каждая душа в состоянии достичь безграничной сознательности, силы и счастья. Кармы затрудняют их проявление и являются причиной того, что душа закрепощается материей.

Учение и жизнь достигших освобождения святых (тиртханкаров) доказывают возможность освобождения и указывают также путь, по которому следует идти к достижению этой цели. Для освобождения от зависимости необходимы три вещи:

  1. Полнейшая вера в учение джайнизма;
  2. Точное знание этого учения;
  3. Правильное поведение.

Правильное поведение состоит в воздержании от несправедливости, лжи, воровства, чувственности и от привязанности к чувственным объектам. Устранив препятствия, душа вновь обретает свои природные совершенства — безграничную веру, безграничное знание, безграничную силу и безграничное блаженство. Это и будет состоянием освобождения.

Джайнисты не верят в бога. Место бога у них занимают тиртханкары, которым и принадлежат такие божественные силы, как всеведение и всемогущество.

Сострадание ко всем живым существам является одной из главных черт джайнской религии. В связи с этим в джайнской философии можно наблюдать почтительное отношение к мнению других школ. Каждое суждение о вещах является поэтому правильным лишь по отношению к определенному аспекту вещи, рассматриваемой с частной точки зрения.

Следовательно, мы должны помнить об ограниченной природе нашего познания и суждений и должны отказаться от мысли, что та или иная точка зрения дает полное представление о данной вещи. Мы должны защищать и делать более доказательными наши собственные утверждения и в то же время мы должны учиться ценить возможность правильности других точек зрения.

Философия джайнизма — это своего рода реализм, ибо она утверждает реальность внешнего мира; она также является плюрализмом, потому что верит в наличие многих первичных реальностей. Эта философия представляет собой атеизм, так как она отвергает бытие бога.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники