Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Краткий обзор систем.
Часть 10. Буддийская система

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Введение.

Буддийская система философии выросла из учения Гаутамы Будды. После того, как на него снизошло просветление, Будда изложил учение под названием «Четыре благородные истины» (чатвари арья-сатьяни). Это истина о том, что:

  • есть страдание;
  • есть причина страдания;
  • есть прекращение страдания,
  • есть путь, ведущий к прекращению страдания.

Истина о наличии страданий имеется во всех философских системах Индии. Однако Будда видел, что страдание существует во всех формах существования и даже то, что кажется удовольствием, в действительности является источником страдания.

Вторая истина выведена Буддой из анализа причинности. Он отмечает, что существование любого явления в этом мире — материального или психического — причинно обусловлено некоторой другой вещью. Нет ничего, что было бы ни с чем не связано и существовало бы совершенно самостоятельно. Поэтому ничего постоянного в этом мире нет. Рождение, в свою очередь, вызвано нашим пристрастием (танха или тришна) ко всему земному.

Краткий обзор систем. <br> Часть 10. Буддийская системаСтрадание, как и все другое, зависит от определенных условий, оно должно прекратиться, коль скоро будут устранены эти условия. Это третья истина — о прекращении страдания.

Четвертая истина, — относительно пути, ведущего к прекращению страдания. Этот путь известен как восьмеричный благородный путь, так как он состоит из восьми ступеней:

  1. Правильная точка зрения;
  2. Правильная решимость;
  3. Правильная речь;
  4. Правильное поведение;
  5. Правильная жизнь;
  6. Правильные усилия;
  7. Правильное направление мысли;
  8. Правильная сосредоточенность.

Эти восемь ступеней уничтожают незнание и пристрастия, просветляют ум и тем самым порождают совершенную невозмутимость и спокойствие, страдание совершенно прекращается. Достижение этого состояния совершенства есть нирвана.

Будда занимался не столько проблемами философии, сколько практическими вопросами уничтожения человеческих страданий. Но он не мог избежать философских дискуссий. Так, в ранней литературе мы находим следующие теоретические положения его учения:

  1. Все вещи обусловлены, нет ничего, что существовало бы само по себе.
  2. Поэтому все вещи вследствие изменения условий, от которых они зависят, подвержены изменениям; нет ничего постоянного.
  3. Поэтому нет никакой души, нет бога и никакой другой перманентной субстанции.
  4. Настоящая жизнь течет непрерывно, порождая, по закону кармы, другую жизнь, подобно тому, как одно дерево своими семенами порождает другое дерево, которое продолжает жить, тогда как первое засыхает.

Позднее зародыши философских теорий, содержавшиеся в учении Будды, были развиты его последователями в Индии и вне ее. Возник ряд буддийских школ. В индийской философии наиболее известными из них являются следующие четыре школы.

Школа мадхьямиков, или шуньявадинов, считает, что мир нереален (шунья); все феномены, как духовные, так и не духовные, иллюзорны. Это мировоззрение получило название нигилизма (шуньявада).

Школа йогачаров, или виджнянавадинов, также придерживается того взгляда, что внешние объекты нереальны. Но ум признан реальным. Утверждение, что ум нереален, противоречит самому себе, поскольку мысли есть не что иное, как проявление деятельности ума. Это мировоззрение получило название субъективного идеализма (виджнянавада).

Ступни буддыСтупни — знак духовного следа, оставленного Буддой на земле.

Школа саутрантиков считает, что оба мира, как духовный, так и недуховный, действительно существуют. Однако мы знаем, что ум не в состоянии воспринимать любой объект (например, тигра) в том месте, в каком бы он пожелал. Это доказывает, что образ тигра, в тот момент, когда мы воспринимаем его, зависит от недуховной реальности — от самого тигра. Это мировоззрение названо репрезентационизмом, или теорией подразумеваемости внешних объектов (бахья-анумея-вада).

Школа вайбхашиков также считает, что оба мира (духовный и недуховный) существуют. Однако она придерживается иных взглядов на способы познания внешних объектов. По мнению вайбхашиков, внешние объекты воспринимаются непосредственно (без посредника), а не выводятся из их идей или представлений, порождаемых нашим умом. Эта точка зрения может быть названа непосредственным реализмом, поскольку, согласно ей, внешние объекты воспринимаются непосредственно (бахья-пратьякша-вада).

Буддизм по религиозным вопросам делится на две хорошо известные школы:

  • Хинаяна (Цейлон, Бирма и Сиам). Хинаянисты считают, что цель достижения состояния нирваны заключается в том, чтобы избавить индивида от страданий.
  • Махаяна (Тибет, Китай и Япония). Представители этой школы полагают, что цель достижения нирваны — не прекращение собственных страданий, а достижение совершенной мудрости, с помощью которой освобожденный может попытаться спасти от страданий все живые существа.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники