Мы в соцсетях:
  • facebook
  • VKontakte
  • G+
  • youtube
Подписаться на новости

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите из списка (обязательно):


Нажимая на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения.

Интересные цитаты:

Электронная библиотека философа Александрия
Популярные записи:

Благополучие

Д. С. Гусман — философ, музыкант, культуролог

Мы живем в мире, где благополучие превратилось в товар первой необходимости. По крайней мере, это касается так называемых развитых стран. Реклама атакует нас со всех сторон, наперебой пред­лагая наилучшие возможности для жизни во всех ее аспектах — физическом, эмоциональном и интеллектуальном — и побуждая людей искать в собст­венном удобстве источник счастья.

Не удивительно, что для многих этот поиск превраща­ется в смысл их существования. Полное благополучие в нашем представлении — это то, что уводит от всех про­блем и отдаляет от всяческих переживаний.

Поиски благополучия — это гонка без конца...

Поиски благополучия — это гонка без конца…

Однако реальность повседневной жизни являет совер­шенно иную картину. Поиски благополучия — это гонка без конца: как только тебе кажется, что ты что-то нашел, сразу же возникают новые потребности, желание иметь все боль­ше и больше. Таким образом благополучие отодвигается от нас и становится недостижимой, хотя и желанной целью.

В плане материальном обретать блага, обладать чем-либо — это то же, что пить воду, которая скорее вызывает жажду, чем ее утоляет. Никто не удовлетворен тем, что имеет, поскольку вся система пропаганды заставляет по­стоянно наращивать свое благосостояние, чтобы чувствовать себя лучше. Мнимые потребности отнимают всю энергию, в то время как люди мечтают о мгновении, ког­да, наконец, будут иметь все, к чему стремятся.

В плане психологическом желание благополучия обыч­но проявляется в виде бегства от какого бы то ни было бес­покойства, от любых обязательств. Люди ищут спокойст­вия, но оно не спешит наступить, поскольку жизнь полна всякого рода бурь и штормов, которые есть не что иное, как попытки научить нас именно Искусству Жизни. Чем силь­нее стремишься избежать страданий, тем сильнее ­страдаешь. Чем дальше хочется уйти от эмоци­о­на­ль­ных бурь, тем сильнее ата­куют они того, кому по неосмо­три­тельности не уда­лось от них уклониться. Никто не хочет учиться ус­ми­­рять бурю. Напротив, все пытаются найти способ ее избе­жать. Но ведь это все равно что желать ре­ки без течения, моря без волн, горной вершины без ветров. Речь идет не о том, чтобы пы­тать­ся сдержать течение, волны или ветер, а о том, что надо учиться жить с ними, использовать свой ра­зум, чтобы сосущест­вовать с этими ­явления­ми природы, от которых мы, при должном умении, смо­жем укрыться, но не убежать, из которых сможем извлекать пользу, вместо того чтобы спасаться от них бегством.

В плане ментальном благополучие означает для нас от­каз от мыслей. Мысли, идеи мешают, поскольку влекут за собой множество вопросов. И когда вопросы остаются без ответов, наступает тоска. Так пусть лучше другие думают за меня, а я поплыву по течению чужого мнения, готовых схем. А это может оказаться гораздо опаснее, чем течение реки, волна или ветер.

Иными словами, расхожее понятие «благополучие» превратилось в синоним праздности, лености, которая пол­ностью берет в плен персону и делает ее беспомощной и уже не способной жить без костылей и подпорок, число которых все увеличивается, а вместе с этим перспектива удовлетворения потребностей все более отдаляется.

Расхожее понятие «благополучие» превратилось в синоним праздности, лености, которая пол­ностью берет в плен персону и делает ее беспомощной и уже не способной жить без костылей и подпорок, число которых все увеличивается, а вместе с этим перспектива удовлетворения потребностей все более отдаляется.

Так почему желание благополучия — признак того, что нам чего-то не хватает? Во-первых, уже потому, что всякое желание ука­зы­вает на то, чего у нас нет. Мы никогда не желаем того, что уже имеем. Иными словами, мы не об­ладаем благополучием. Как мы убедились выше, обычно мы ищем его не там, где надо, но совершенно точно, что у нас его нет.

Почему же это сигнал сла­бости? Потому что человеку не хватает уверенности в самом се­бе, потому что ему не­обходимы внешние опо­ры, чтобы чувствовать се­бя уверен­но, потому что ему не хватает мужества, чтобы ос­таться наедине с самим собой. И, конечно, легче поддерживать внутреннюю пустоту, чем открывать себя изнутри. Потому и кажется, что без этой пустоты и без искусственных опор невозможно пройти по трудной, но интересной Тропе Жизни.

Тому, кто страстно, отчаянно стремится к благополу­чию, которое находится вне его самого, предстоит преодо­леть лабиринт настолько труднопроходимый, что он может прожить всю жизнь, блуждая по ложным тропам, которые ведут к другим, еще более запутанным путям. Тот, кто ока­зывается в такой ситуации, всегда будет зависеть от людей и обстоятельств: он будет счастлив настолько, насколько позволят ему люди, среди которых он живет, и будет ис­пытывать удовлетворение так часто или так редко, как позволят обстоятельства.

Основу всякого благополучия надо искать в Душе

Основу всякого благополучия надо искать в Душе

Основу всякого благополучия надо искать в Душе, ко­торая, по словам профессора Ливраги, «не желает благопо­лучия, поскольку уже по сути своей блаженна, счастлива». Это не означает, что тело не нуждается в определенных дозах отдыха, питания, здоровья или что душе не нужно спокойствие, чтобы получить доступ к высшим чувствам, или что разуму не требуется преодолеть сомнения и пус­тоту в поисках веры. Но всего этого невозможно достичь, если не действовать по принципу «от внутреннего к внеш­нему». «Внутреннее» — это Душа (где, в лучшем случае, пребывает наше сознание), и Душа знает, что ей нужно, ес­ли она не подавлена или не ограничена рамками материа­льных потребностей. Необходимо найти в Душе критерий нашего благополучия, поскольку Душа, в естественном ее состоянии, сама есть источник всякого благополучия. Под словом «естественное» мы понимаем состояние изначаль­ное, когда-то утраченное и сознательно возрождаемое в хо­де эволюционных усилий. Естественность сегодняшнего дня — это плод завоеваний человечества на пути возвра­щения к своим духовным истокам.

Зная, где искать благополучие, мы должны научиться находить его, при этом имея в виду, что любой поиск под­разумевает труд. И тогда никто не скажет о нас, что мы не смогли или не захотели потрудиться, чтобы прийти к на­шей Душе. Мы знаем, где она обитает. Трудиться, чтобы ее обнаружить, — это значит открыть себе путь среди мни­мых обещаний благополучия и парализующего удобства, чтобы предоставить Душе то место, которое принадлежит ей по праву. Чтобы именно она, а не проявления живот­ных импульсов и чувств, выражала себя через нас.

И, наконец, надо помнить, что жизнь, посвященная благородному, хотя и не лишенному трудностей делу, мо­жет принести нам настоящее Счастье, без тревоги и беспо­койства. И такое Счастье — результат справедливого дела.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники